Вестрис Гаэтан
Ве́стри́с Гаэта́н (Gaëtan Vestris; настоящие имя и фамилия Гаэтано Аполлине Бальдассарре Вестри, Gaetano Apolline Baldassarre Vestri) (18.4.1728, Флоренция – 23.9.1808, Париж), французский артист балета, балетмейстер, педагог.
Из итальянской артистической семьи. Обучался танцу в Италии, позднее в Вене и Дрездене. С 1747 г. совершенствовался в Париже у Л. Дюпре. Начиная с сезона 1748/1749 г. (с перерывами) в Королевской академии музыки (ныне Парижская опера), с 1751 г. ведущий танцовщик, с 1761 г. помощник балетмейстера, в 1770–1776 гг. балетмейстер. В 1750-х гг. с огромным успехом выступил в балетах «Венецианские празднества» А. Кампра, в балетных сценах опер «Танкред» Кампра и «Фетида и Пелей» П. Коласса. После конфликта и дуэли с балетмейстером Ж.-Б. Лани в 1754 г. оказался в заключении и был уволен из театра. Позднее отправлен в ссылку в Берлин, затем в Турин, где впервые попробовал себя в качестве постановщика. В 1755 г. вернулся в парижскую труппу, где работал (с перерывом в 1767–1769) до 1776 г.
Одновременно в 1760-х гг. выступал у Ж.-Ж. Новерра в Штутгарте, прославился в героических партиях: Адмет («Адмет и Альцеста» Ж.-Ж. Родольфа и Ф. Деллера), Ринальдо («Ринальдо и Армида» Родольфа), Язон («Медея и Язон» Родольфа) и др. Отточенность движений, экспрессия и живость, блестящая техника, величавая пластика позировок принесли Вестрису прозвище Бог Танца. В 1781, 1791 гг. с триумфом выступал на сцене Королевского театра в Лондоне.
В 1800 г. вновь выступил в Королевской академии музыки (менуэт в пантомимном балете «Нинетта при дворе» Э. Р. Дуни). В исполнительском искусстве Вестриса представлен высший уровень танца и пантомимного мастерства эпохи балетного классицизма. Новерр писал: «... г-н Вестрис бросил бурлескный жанр, дабы посвятить себя благородному и величественному танцу, тому жанру, в котором он явил наисовершеннейшие образцы» (Новерр. 20017. С. 281). Поставил собственные балеты «Эндимион» (1773), «Птичье гнездо» (1776). Пропагандируя жанр действенного балета, перенёс некоторые постановки Новерра на сцену Королевской академии музыки («Медея и Язон» Родольфа и др.). Одним из первых отказался в этих спектаклях от маски.
Выдающийся педагог, заложивший основы французского метода преподавания танца. Среди учеников: Ш.-Л. Дидло, О. Вестрис.