Гапонов Илья Владимирович
Гапо́нов Илья́ Влади́мирович (род. 6.4.1981, Кемерово), российский живописец, автор инсталляций.
В 1998–2001 гг. учился на живописно-педагогическом отделении Кемеровского художественного училища (ныне Кузбасский художественный колледж) у художника-монументалиста Е. М. Тищенко и театрального художника С. П. Тарханова (не окончил). В 2001–2007 гг. студент кафедры монументально-декоративной живописи (мастерская О. И. Кузнецова) в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. В 2003–2005 гг. прослушал курс «Новые технологии в современном искусстве» Петербургского фонда культуры и искусства «Про Арте». В 2004 г. выиграл конкурс фонда Louis Vuitton и провёл семестр в Национальной высшей школе изобразительных искусств в Париже (мастерская В. Барре). Обучение в Европе, где господствует менее академический, чем в России, подход к художественному образованию, показало ему широту возможностей живописи.
В 2007 г. Гапонов вместе с художниками И. Плющом (И. С. Плющев) и искусствоведом А. Шавлоховой основал объединение «Непокорённые» в Санкт-Петербурге (название – от местоположения мастерских художников на проспекте Непокорённых, дом 17). C момента возникновения объединение ставило целью поддержку молодых имён на художественной сцене Петербурга, которая в этот момент ассоциировалась со «старой школой» 1990-х гг.: Т. П. Новиковым, О. Е. Масловым и др. «Непокорённые» работают по принципу открытых мастерских, передаваемых «резидентам» во временное пользование. Художники могут свободно работать, принимать участие в групповых выставках и реализовывать персональные проекты в выставочном зале объединения. Среди участников в разное время были Т. С. Ахметгалиева, К. В. Котешов, Н. Н. Спечинская, С. С. Мотолянец.
Одна из главных тем, к которой обращается Гапонов, индустриальная. В ней художник осмысляет собственное происхождение из Кемерово, города с развитой угольной промышленностью. В 2009 г. он в соавторстве с кемеровским художником и товарищем по объединению «Непокорённые» Котешовым создал свою наиболее известную серию «Прощание» с крупномасштабными портретами кузбасских шахтёров, написанными вместо краски кузбасслаком – битумным лаком, получаемым в результате обработки каменного угля, добываемого в Кузбассе (диптих: холст, кузбасслак, 200 × 300 см, 2009, Русский музей, Санкт-Петербург). Кузбасслак делает колорит работ мрачным и тёмным. Его использование стало чертой авторского стиля Гапонова, причём для него это не только художественный материал, но и символ постоянного обращения к истокам своей биографии. Стилистически в работах на индустриальную тему Гапонов и Котешов опираются на реалистическую традицию и манеру «мощного» письма крупными, размашистыми мазками, характерными для сурового стиля, однако в их работах нет героизации, присущей советской живописи конца 1950-х – 1960-х гг., и пафоса социалистического реализма. Вместо этого есть «просто жизнь, в которой приходит в упадок всё, вокруг чего строился… шахтёрский мир» (Шакирова. 2020). Эта преемственность лексически обыгрывается искусствоведом Л. В. Шакировой, которая по аналогии с суровым стилем называет дуэт Гапонова – Котешова «новыми серьёзными» (Россия. Реализм. XXI век. 2015. С. 8). Одновременно такое название является отсылкой к предыдущему поколению петербургских художников из объединения «Новые художники», чьё творчество, напротив, характеризуется примитивистскими формами и ярким колоритом. Шахтёрская тема получила развитие в 2007–2010 гг. в совместных сериях Гапонова и Котешова «Футурология», «Кузбасс параллельный» и др. Гапонов также продолжил шахтёрскую и индустриальную тему в самостоятельной работе, например в полотнах из серий «Прощание» («Шахтёр»: холст, кузбасслак, 180 × 180 см, 2016, Третьяковская галерея, Москва), «Реликварий» (триптих: дерево, левкас, акрил, кузбасслак, 80 × 120 см, 2017, Государственный центр современного искусства), «Лес индустриальный», «Полная луна» и др.
Гапонов сочетает современное искусство с религиозной тематикой, которая интересует его со студенчества: в 2000–2001 гг. он участвовал в росписи Знаменского кафедрального собора в Кемерово под руководством А. С. Роботнова, принимал участие в создании мозаик для часовни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Ленинске-Кузнецком под руководством Е. М. Тищенко. В 2001 г. собирался поступать на иконописный факультет Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, но, прожив в монастыре в ожидании вступительных экзаменов две недели, отказался от этой идеи. Религиозное искусство повлияло на техническое исполнение ряда работ, в основе которых – деревянная доска, покрытая левкасом, что отсылает к традиции иконописи, например в диптихе из серии «Фиатирский престол. Суд» (дерево, левкас, кузбасслак, шелкография, 2010, 104 × 200 см, частное собрание). Ещё один аспект этой темы Гапонов разрабатывает, используя как основу натюрморт барокко. В технике постмодернистского коллажа он смешивает черты жанра ванитас и символы современного общества потребления. Так, череп, выступающий аллегорией неизбежной смерти, соседствует с изображением фастфуда, например в сериях «Фиатирский престол» (дерево, левкас, кузбасслак, шелкография, 76 × 152 см, 2011, Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург), «Поздний ланч» (с 2018), «Последний Адам» (с 2019). Совместно с Котешовым создал серии «Первый снег» и «Три дня» (обе с 2008), посвящённую Страстям Христовым.
С 2010 г. Гапонов развивает лирическую тему, связанную с психологией человеческих взаимоотношений и размышлениями о детстве и семье художника, в детских портретах из серий «Снег в комнате» (холст, кузбасслак, 150 × 150 см, 2010) и «Тишина» (холст, масло, 150 × 150 см, 2017, частное собрание). В последней Гапонов сохранил реалистическую манеру письма, но отказался от использования кузбасслака и определённой им тёмной цветовой гаммы: у некоторых работ с написанными в свободной манере портретами девочек с заплетёнными косичками – более светлый колорит.
Гапонов нередко работает в смешанной технике, применяя наряду с кузбасслаком, маслом и акрилом шелкографию, например в работе «5 минут» (дерево, акрил, кузбасслак, шелкография, 100 × 178 см, 2018, частное собрание). Благодаря этому приёму автор добивается фотографической точности отдельных фрагментов композиции. Кроме того, шелкография используется художником для цитирования мотивов работ как старых мастеров, так и собственных (триптих «Реликварий»: дерево, левкас, акрил, кузбасслак, 80 × 120 см, 2017, Государственный центр современного искусства; «Реликварий-3»: дерево, левкас, акрил, кузбасслак, 61 × 122 см, 2017).
Помимо живописи, Гапонов создаёт инсталляции: серия «Окрестности» («Окрестности-1»: дерево, левкас, акрил, кузбасслак, смешанная техника, 52 × 100 см, 2017), «Терриконовая пустынь» (дерево, левкас, акрил, кузбасслак, смешанная техника; 50 × 50 см, 2017).
В 2015 г. Гапонов переехал в Будапешт, где сложилась коммуна художников из Санкт-Петербурга, не порвавших, однако, связей с Россией и регулярно приезжающих на родину (А. П. Белкин, О. В. Тобрелутс, И. Плющ и др.). Переезд в Венгрию ознаменовал новый этап для художника. Работы начала 2020-х гг. приобретают всё большее разнообразие колористических решений, сохраняя свойственную Гапонову экспрессивную манеру письма. Они затрагивают насущные темы: к примеру, серия «God`s eyes» посвящена остро актуальному в Венгрии цыганскому вопросу.
Номинант премии Кандинского (2008).