«Колоссы Мемнона»
«Коло́ссы Ме́мнона» [араб. تماثيل ممنون, а также: الكولوسات (эль-Колоссат) и السلامات (эс-Саламат)], принятое в египтологии наименование двух гигантских статуй фараона XVIII династии Аменхотепа III (1-я половина 14 в. до н. э.) в районе Ком-эль-Хеттан Фиванского некрополя. В Древнем Египте по отношению к ним, возможно, использовалось название, упоминавшее преномен (тронное имя) Аменхотепа III – Небмаатра: Nb-MꜢꜤt-RꜤ ḥḳꜢ ḥḳꜢw [«Небмаатра, властитель властителей» (Schulman. 1989. P. 160)]. Европейские путешественники Нового времени упоминали их местные имена – Шама и Тама, а также Санамат (صنمات – идолы).
Описание колоссов
Статуи, обращённые на восток-юго-восток, располагались перед первым пилоном у входа в несохранившийся заупокойный храм Аменхотепа III. Непосредственным изготовлением статуй ведал начальник ваятелей Мин, а установкой, как и постройкой всего храма, руководил царский зодчий и распорядитель работ Аменхотеп, сын Хапу. Согласно надписи, высеченной на статуе последнего в Карнаке (хранится в Египетском музее в Каире), каменные глыбы для изваяний имели 40 локтей в длину («царский» локоть в Древнем Египте составлял 52,3 см) и были привезены в Фивы с места добычи вверх по Нилу на специально построенных для этого судах.
Статуи выполнены из цельных глыб очень твёрдого коричнево-красного кварцита, добытого почти в 700 км к северу от Фив в каменоломнях Гебель-эль-Ахмар на восточном (правом) берегу Нила (в окрестностях современного г. Каир). Расстояние между колоссами около 17 м. Высота «северного» составляет 14,76 м, «южного» – 13,97 м; прямоугольные кварцитовые постаменты со сторонами около 10,5 × 5,4 м имеют высоту 3,3 – 4,4 м и 3,6 – 4,0 м соответственно. Вместе с ныне утраченными, предположительно трёхметровыми, двойными коронами объединённого Верхнего и Нижнего Египта (пшент) каждая статуя могла возвышаться более чем на 21 м (обмеры и реконструкция немецких египтологов Р. Штадельмана и Х. Сурузян). Масса каждого колосса ориентировочно составляла 720 т, а с постаментом – около 750 т. Обе статуи сильно повреждены (в частности, полностью отсутствуют лица).
Аменхотеп III изображён сидящим на кубическом троне в канонической позе с руками на коленях, одет в плиссированный набедренник и царский головной платок немес. У его ног спиной к трону и вровень с троном (высота около 5 м) из того же монолита высечены две стоящие фигуры женщин в длинных облегающих платьях и больших париках: справа от фараона его жена Тия, а слева его мать Мутемуя. Между стопами каждого колосса изначально располагалась третья, до сих пор точно не идентифицированная женская фигура (предположительно, одной из дочерей Аменхотепа III, вероятнее всего старшей дочери-жены Сатамон, наряду со своей матерью Тией удостоившейся отдельного погребального зала с колонной в гробнице Аменхотепа III WV 22 в Долине царей). Обе фигуры «царевны» (по сторонам у ног фараона) разрушены, но ещё на рисунках европейцев, посещавших памятник в 18–19 вв., они показаны в целости и сохранности. По сообщению инженеров египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг. Ж.-Б. П. Жоллуа и Р. Э. де Вилье дю Терража, эти фигуры были не выше человеческого роста. На боковых гранях тронов вырезаны парные рельефы андрогинных изображений бога Нила Хапи, с двух сторон затягивающего стебли папируса и лотоса на символе сема-тауи. Колоссы и их постаменты имеют частично утраченные иероглифические надписи, включающие тронное и личное имена фараона в картушах и пояснение, что он воздвиг эти великие каменные изваяния как памятник своему отцу – богу Амону.
«Колоссы Мемнона» в письменных источниках эпохи Античности
Плиний Старший предполагал, что материалом для статуй послужил добытый египтянами в Эфиопии «базанит», цветом и твёрдостью напоминавший железо (Естественная история. XXXVI. 11). По сообщениям античных авторов, вследствие землетрясения (Страбон. География. XVII. 1. 46), произошедшего, согласно восходящим к «Хронике» Евсевия Кесарийского данным, около 27 г. до н. э., верхняя половина «северного» колосса «от головы до середины туловища» откололась и разбилась (Павсаний. Описание Эллады. I. 42. 3; при этом Павсаний писал, что статую приказал разрушить персидский царь Камбиз II, завоевавший Египет в последней четверти 6 в. до н. э.), а нижняя растрескалась и на рассвете с первыми лучами солнца (хотя и не каждое утро) начала издавать «волшебные звуки» (Ювенал. Сатиры. V. 15).
Греки дали разрушенному «поющему» колоссу имя Мемнон в честь павшего от руки Ахилла в Троянской войне героя – мифического царя Эфиопии, веря, что так, оживая по утрам, он жалобно взывает к своей матери – богине зари Эос. «Пение» каменного Мемнона описывали по-разному. Страбон слышал звук «как бы от слабого удара» (XVII. 1. 46), Тацит упоминал «громкий звук, похожий на человеческий голос» (Анналы. II. 61), Павсаний уподоблял его звучанию «кифары или лиры, если ударить по её струне» (I. 42. 3; буквально: порвать струну, от греч. ῥήγνῡμι – ломать, разбивать, разрывать. – Ред.), а римская поэтесса Юлия Бальбилла (72–130 н. э.) сравнивала с высоким звуком удара по бронзе (Rosenmeyer P. A. Greek Verse Inscriptions in Roman Egypt: Julia Balbilla's Sapphic Voice // Classical Antiquity. 2008. Vol. 27, № 2. P. 341).
Подобные звуки отнюдь не уникальное явление. Например, учёные египетской экспедиции Наполеона Бонапарта слышали на рассвете повторявшееся лёгкое «потрескивание», исходившее от огромных, частью грозивших обрушиться гранитных блоков храма в Карнаке. Точная природа такого «пения» не установлена, хотя обычно его так или иначе связывают с перепадом ночных и дневных температур. По одной из гипотез, «голос» «северного» из колоссов возникал от прохождения потоков быстро нагреваемого утренним солнцем воздуха через трещины в камне уцелевшей половины изваяния. Также выдвигалась версия скрытого размещения в ней жрецами некоего звукового приспособления (Pettorino M. Memnon, the Vocal Statue // Proceedings of the 14th International Congress of Phonetic Sciences. San Francisco, 1999. Vol. 2. P. 1321–1324). Ещё Страбон задавался вопросом, естественный ли это звук, «или же его намеренно производил один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала» (XVII. 1. 46).
Тацит причислял «поющего Мемнона», наряду с пирамидами, к главнейшим чудесам Египта, на которое «обратил внимание» Юлий Цезарь Германик, посетивший Фивы в 19 г. н. э. (II. 61). Восхищённые античные туристы в течение 20–205 гг. оставили на его ногах более ста надписей на древнегреческом и латинском языках, от коротких благодарных реплик «я слышал Мемнона» с подписью счастливца до стихотворений в десятки строк. В ноябре 130 г. в Фивы с целью послушать «плач» колосса приезжал римский император Адриан с супругой Вибией Сабиной. Около 200 г. император Септимий Север, также лично видевший и слышавший статую, велел восстановить её верхнюю часть, для чего были использованы специально обработанные 10-тонные блоки кварцита из каменоломен близ Эдфу или Асуана. После этой починки (незавершённой, возможно, в связи со смертью императора) «поющий Мемнон» прекратил издавать какие-либо звуки.
Изучение «Колоссов Мемнона»
В 1668 г. руины древних Фив посетили французские миссионеры-капуцины Протэ и Шарль-Франсуа Орлеанский, видевшие колоссов и описавшие их как мужчину и женщину, которых местные жители называли Шама и Тама. О «Колоссах Мемнона» упоминал французский иезуит К. Сикар, обследовавший Фиванский некрополь около 1718 г. В 1743 г. британский путешественник епископ Р. Поукок, останавливавшийся в Фивах в 1738 г., опубликовал первое в Европе Нового времени подробное, основанное на личном осмотре и измерении описание статуй с иллюстрациями: виды «северного» колосса спереди (с сохранившимся лицом) и сзади; прорисовка античных надписей на его ногах. В 1753 г. две первые иллюстрации перепечатал в своей книге о Мемноне и его «фиванской статуе» немецкий протестантский теолог, филолог-востоковед П. Яблонский. Датский морской офицер Ф. Норден, проехавший по Египту и Судану в 1737–1738 гг., сделал собственное описание колоссов (подобно предшественникам-капуцинам, Норден полагал, что одна из фигур изображала мужчину, а другая женщину) с рисунками: общий вид (обе статуи с набросками лиц) и, крупно, вид справа нижней части «северной» статуи с вырезанными на троне иероглифами и двумя рельефными фигурами, завязывающими узел. В 1741 г. он представил отпечатанные отдельным изданием рисунки со своими краткими комментариями Лондонскому королевскому обществу; подробное описание опубликовано в 1757 г. (посмертно). В 1802 г. свои рисунки «статуй Мемнона» с натуры издал художник египетской экспедиции Наполеона Бонапарта Д. Виван-Денон. В подготовленном по результатам той же экспедиции многотомнике «Описание Египта» в 1812 г. были опубликованы «детальные» изображения обоих «Мемнонов» с лицами анфас и в профиль (Description de l'Égypte ... 1812. Pl. 21, 22), хотя на общем плане здесь же (Pl. 20) хорошо видно, что от лиц статуй «не осталось никаких следов», по выражению Жоллуа и Вилье дю Терража в «Общем описании Фив», вышедшем в той же серии тремя годами ранее. При этом бог Хапи на парных тронных рельефах интерпретирован авторами как «две женщины» (Jollois. 1809. P. 77, 79).
Греко-римские надписи на «поющем Мемноне» в 19 в. исследовал французский археолог и эпиграфист Ж.-А. Летронн. Принадлежность колоссов Аменхотепу III установил Ж.-Ф. Шампольон, в рамках франко-тосканской экспедиции в 1829 г. первым прочитавший иероглифы на статуях с преноменом и именем фараона. В 1845 г. колоссы изучал немецкий египтолог К. Р. Лепсиус, опубликовавший их цветное изображение и иероглифические надписи. Фрагменты надписей в дальнейшем также публиковали британский египтолог Дж. Бертон (1825), французский египтолог А. Готье (1912) и др. В 20 в. на территории исчезнувшего храма Аменхотепа III в Ком-эль-Хеттане велись отдельные полевые археологические работы, например: Организацией (Службой) древностей Египта в 1950-е гг., Швейцарским институтом архитектурных и археологических исследований Древнего Египта в 1964 и 1970 гг., и др. В конце столетия интерес к колоссам возродился. В 1989–1992 гг. Немецким археологическим институтом совместно с кафедрой геологии Каирского университета по запросу Службы древностей Египта проводились их архитектурные исследования с использованием фотограмметрических методов (Р. Штадельман). В 1998 г. на грант Всемирного фонда памятников (Нью-Йорк) под эгидой тех же учреждений стартовал «Проект консервации "Колоссов Мемнона" и храма Аменхотепа III» во главе с Х. Сурузян (с 2000 финансируется созданной в Женеве Ассоциацией друзей «Колоссов Мемнона»), в ходе которого при раскопках храмовой территории было найдено ещё несколько колоссальных сидящих и стоящих статуй Аменхотепа III разной степени сохранности и множество их фрагментов (некоторые из них восстановлены на предполагаемых местах второго и третьего пилонов, перистиля и «северных» ворот в ограде храма). С 2007 г. в проекте принимали участие специалисты Института геологических наук Национальной академии наук Республики Армения (А. С. Караханян и др.), занимавшиеся историей сейсмической активности в районе храма Аменхотепа III. В ходе их исследований на памятнике не было обнаружено следов землетрясения, которое можно было бы датировать около 27 г. до н. э., а также сделан вывод, что верхняя часть «северного» колосса во времена фараонов и в римский период падала дважды и столько же раз её восстанавливали.
«Колоссы Мемнона» включены в список Всемирного наследия в составе Фиванского некрополя.