#Ислам на Ближнем ВостокеИслам на Ближнем ВостокеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИслам на Ближнем ВостокеИслам на Ближнем ВостокеНайденo 22 статьиРелигиозно-философские школы, направления, движенияРелигиозно-философские школы, направления, движения ИсмаилитыИсмаили́ты, одно из основных течений шиизма. Возникло в середине 8 в. при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого – Мухаммеда – исмаилиты признали седьмым шиитским имамом. В 12–13 вв. за исмаилитами закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европейские языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе. Сильное влияние на исмаилитов оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульманский перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии исмаилитов, лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.Фундаменталистские организации «Федаины ислама»«Федаи́ны исла́ма» (перс. فدائیان اسلام), шиитская радикальная организация, основанная студентом теологии – сеидом Наввабом Сефеви в 1946 г. Идеологически восходит к организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ). Представители организации «Федаины ислама» ответственны за убийства антиклерикального публициста Ахмада Кясрави (1890–1946) и премьер-министров Ирана – Абдолхоссейна Хажира (1902–1949) и Хадж Али Размары (1901–1951).Религиозные явления, процессы Шиитское духовенство и Иранская революция 1905–1911 гг.Шиитское духовенство и Иранская революция 1905–1911 гг. Первая фаза Иранской революции началась после того, как за поднятие цен на импортированный сахар нескольких крупных торговцев приговорили к телесным наказаниям. В их поддержку выступили три крупнейших шиитских религиозных авторитета в статусе марджа ат-таклид – Мухаммад Табатабаи (1842–1920), Абдаллах Бехбахани (1840–1910) и Мохаммед Хосейн Наини. Они сели в баст (от перс. بسط – укрытие, неприкосновенное место) в шиитской святыне Шах Абд аль-Азим недалеко от Тегерана, тем самым находясь под защитой святыни и одновременно отказываясь от исполнения своих религиозных обязанностей. Когда к ним прибыл шах Музаффар ад-Дин (1896–1907), то собравшиеся, среди прочего, потребовали от него созыва парламента и введения конституции.Религиозные деятели Али ибн Аби ТалибАли́ ибн Аби́ Та́либ (между 599 и 602 – 661), двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, четвёртый «праведный халиф», с которым связано возникновение шиизма. Одним из первых уверовал в пророческую миссию Мухаммеда, входил в число его ближайших сподвижников (асхаб).Правовые доктрины ФикхФикх, 1) исламская наука о правилах поведения людей и оценках любых явлений, имеющих внешнее выражение; 2) комплекс самих указанных правил и оценок. Отдельные положения фикха стали источником исламского права. Выводы фикха-науки являются материальным (историческим) источником ряда современных нормативных правовых актов.Неформальные религиозные движения, течения ИмамитыИмами́ты, одно из главных направлений шиизма, наиболее умеренное по религиозно-политическим взглядам. Подобно другим шиитам, имамиты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами должна передаваться в пределах рода Али ибн Аби Талиба от отца к сыну путём ясного указания (насс) предшествующего имама.Религиозные учения, доктрины ИрфанИрфа́н (араб. عرفان – мудрость, познание), синкретическое учение, соединившее в себе идеи шиизма, суфизма (преимущественно школы Ибн аль-Араби), ишракизма и мусульманского перипатетизма. Среди представителей этого течения – Мир Мухаммад Дамад (1561–1631/1632) и Мулла Садра.Религиозные учения, доктрины СуфизмСуфи́зм, аскетически-мистическое направление в исламе, включающее как учение, так и аскетическо-созерцательные практики, образ жизни последователей и их объединения. Термин «суфизм» появился в начале 9 в.; в течение 9 в. были разработаны учение и мистические практики суфизма, создан ряд суфийских школ. В основе суфийского учения лежит идея о пути к Богу и спасению в будущей жизни (араб. «тарика»), который подразделяется на несколько этапов. Для суфизма характерно представление об имманентном присутствии Бога в земном мире и о возможности интуитивного познания Бога. Учение суфизма развивали такие авторы, как Газали, Ибн аль-Араби, Хасан аль-Басри и др. Суфийские ритуалы включают 2 основных вида духовных музыкальных практик: сама (слушание) и зикр. В рамках суфизма возникла система братств, возглавляемых шейхами. В суфизме распространено почитание святых. Суфизм существует по настоящее время и имеет как сторонников, так и противников.Толкования священного текста Гадир-ХуммГади́р-Хумм (араб. غدیر خم), пруд между Меккой и Мединой, около которого 18 числа месяца зуль-хиджа 632 г., согласно исламскому вероучению, пророк Мухаммед объявил Али ибн Аби Талиба своим преемником. Хадис об этом событии присутствует и в суннитских, и в шиитских сборниках, однако интерпретируется по-разному. Сунниты считают, что Мухаммед лишь призывал относиться с уважением к своему зятю, отмечая его достоинства, в то время как шииты рассматривают данный хадис как источник легитимности Али ибн Аби Талиба для руководства мусульманской общиной. В память об этом событии шииты ежегодно отмечают Эйд аль-Гадир.Религиозные сооружения ЗарихЗари́х, внутри шиитских мавзолеев небольшое решётчатое сооружение прямоугольной или квадратной формы над гробницей, огораживающее само захоронение от посетителей. Зарихи можно увидеть над захоронениями пророков, почитаемых в исламе. Известные зарихи находятся в мечети Имама Хусейна, мечети аль-Аббас, мечети Сайида Рукайя, мечети Абд аль-Кадира аль-Джилани и мечети Имама Али. 123