«Феноменологическая мастерская»
«Феноменологическая мастерская» (Phänomenologische Werkstatt).
Данное название носит третий том собрания сочинений О. Финка, состоящий из 4 частей. Оно выразительно характеризует то специфическое сотрудничество, которое сложилось между Э. Гуссерлем и О. Финком в 1928–1938 гг. «Феноменологическую мастерскую» можно считать реализацией гуссерлевской идеи феноменологического движения как «ученых, связанных между собой в их совместной работе» (Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб: Владимир Даль, 2004. С. 179) и феноменологии как рабочего метода, отказавшегося от догматизма.
Ассистентами Гуссерля в разные годы были Э. Штайн, М. Хайдеггер, Л. Ландгребе, но О. Финк занимал эту должность дольше всех и теснее прочих работал с Гуссерлем. В качестве ассистента Финк взял на себя научную переписку Гуссерля и был корреспондентом многих известных феноменологов (Я. Паточка, Д. Кэрнс, Л. Ландгребе, А. Шюц и др.). Кроме этого, он вёл семинары для иностранных студентов, приезжавших во Фрайбург изучать гуссерлевскую феноменологию. Финк редактировал и рукописи Гуссерля, в его редакции в 1939 г. был опубликован знаменитый фрагмент Гуссерля «Начало геометрии».
После 1933 г. их встречи с Гуссерлем стали практически ежедневными. Обычно Финк приходил к учителю и во время прогулки они обсуждали ту или иную проблему. Вернувшись домой, Финк по памяти записывал текст или вносил правки в имеющиеся наброски; на следующий день обсуждение продолжалось. В предисловии к статье Финка «Феноменология Э. Гуссерля в современной критической философии» 1933 г. Гуссерль писал: «в тексте нет ни одного предложения, с которым я не был бы полностью согласен и в котором не признавал бы своего собственного мнения» (Fink E. Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwärtigen Kritik // Kant-Studien, №38 (1–2), 1933. S. 319–384. S. 320;Fink E. Studien zur Phanomenologie. 1930–1939. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1966. S. VIII).
Ввиду такой плотной совместной работы статус некоторых рукописей долгое время оставался не совсем ясен. Так, неопубликованная «VI Картезианская медитация» уже с 1932 г. распространялась в копиях, в 1934 г. Г. Берже увёз во Францию экземпляр без последней главы, и с ним могли ознакомиться французские феноменологи. М. Мерло-Понти ссылается на «VI Картезианскую медитацию» в работе «Феноменологи восприятия» с осторожной формулировкой: текст, «отредактированный Финком» («rédige par E. Fink») (Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. Paris, 1976. P. I). Окончательно авторство Финка было закреплено только в 1946 г., когда он защитил это сочинение в качестве хабилитационной работы, однако издано оно так и не было. «VI Картезианская медитация» была опубликована только в 1988 г. в составе «Документов к Гуссерлиане» (дополнительные тома собрания сочинений Э. Гуссерля), причём в издании сохранены обширные примечания и возражения Гуссерля.
Таким образом, французские феноменологи получают феноменологию как феноменологию Гусерля – Финка и во многом прочитывают тексты Гуссерля в перспективе финковского подхода, упуская различия между ними. В то же время Финк долго считался лишь ассистентом Гуссерля, который начал самостоятельное философствование лишь в послевоенные годы. Его оригинальный взгляд на феноменологию, проблематизация феноменологического метода и критический взгляд на гуссерлевские идеи стали известны лишь в конце 20 в., когда Г. ван Керкховен издал рабочий экземпляр «VI Картезианской медитации» и другие неопубликованные рукописи Финка. С этого времени Финк включается исследователями в триаду фрайбургских феноменологов (Гуссерль, Хайдеггер, Финк) как младший, но самостоятельный автор.