Зилоты (иудейское движение)
Зило́ты (зелоты, от греч. ζηλωτής – ревнитель), в широком смысле – религиозно и экономически мотивированное антиримское движение сопротивления в Иудее 1 в. н. э. Возможно, возникло уже на рубеже эр и опиралось на ранние религиозные традиции иудеев. В узком смысле – особая религиозно-политическая группировка, появившаяся лишь в 66 или 68–70 гг.
Проблемы наименования
О зилотах известно почти исключительно из произведений «Иудейская война» и «Иудейские древности» Иосифа Флавия. В некоторых деталях полезными для исторических исследований являются свидетельства раввинов (например, в трактате Мишны «Махширин» упоминаются сикарии).
У Флавия «зилоты» – название одной из религиозно-политических групп, наиболее активных участников антиримского восстания, – одной из нескольких, среди других: сикарии, идумеи и последователи Иоанна Гисхальского или Симона (Шимона) Бар-Гиоры. Название «ревнитель», судя по всему, должно отсылать к ветхозаветной традиции религиозной ревности о Боге, в которой зилоты видели образец для подражания: к преданиям о священнике Финеесе (Числ 25:6–13; Пс 105:29–30), пророке Илии или об отце Маккавеев Маттафии.
Существуют и другие названия, которые применяются к этой группе. Иосиф Флавий, ориентировавшийся на римского читателя, часто использует слово «разбойники». При таком наименовании затушёвываются религиозная мотивация и альтруизм зилотов, а их мотивы сводятся к личным амбициям, жажде наживы и власти. И хотя нельзя исключить вероятности того, что действия «разбойников» были вызваны не только их религиозно-политической программой, но и (а по мнению некоторых исследователей, исключительно) отчаянным экономическим и социальным положением в стране, в классическом смысле слова разбойниками они не были, т. е., нападая на представителей оккупационных властей в Иудее, они не грабили с целью собственного обогащения.
Ещё одно обозначение повстанцев, которое часто считают синонимом для слова «зилоты» – «сикарии» (от лат. sica – кинжал особой, загнутой формы). Вопрос состоит в следующем: являются ли они частью зилотов или это отдельная группа со своей программой? Само название группы указывает на особенность действий её членов: на многолюдных улицах они выискивали людей, сотрудничавших с оккупационными властями, а также самих римлян, поражали их кинжалами и скрывались в толпе. Обе повстанческие группы имели своих лидеров и играли центральную роль в защите Иерусалима в период восстания. Согласно Флавию, сикарии выступили ещё при прокураторах Феликсе (52–58) и Фесте (59–62), т. е. в то время, когда зилотов как партию он ещё и не упоминал (Иосиф Флавий. Иудейская война. VII. 254–257; ХХ. 186).
Возникновение и начальный этап развития религиозного зилотизма
Истоки движения зилотов, как и самого антиримского восстания в 66 г., нередко усматривают в движении, которое Иосиф Флавий называет «четвёртой философией», возникшем за много десятилетий до восстания. Между этими движениями и событиями усматривается не только религиозно-идеологическая связь: так, на разных этапах движение возглавляли представители одной семьи. Появление «четвёртой философии» Флавий в «Иудейских древностях» [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII 1. 6 (23)] связывает с Иудой Галилеянином, лидером восстания в 6 г. (возможно, он также был лидером выступления в 4 г.). Восстание 6 г. вспыхнуло как реакция на включение Иудеи в состав римской провинции Сирия и последовавшую за этим перепись населения, проведённую сирийским легатом Квиринием с целью установить число податных жителей. Иудеи восприняли это как попытку превратить Святую Землю в собственность римского императора.
Флавий отмечал также близость «четвёртой философии» к учению фарисеев, от которого она отличается только одной характерной чертой: признанием того, что Бог – единственный царь и земной владыка Израиля. Другой особенностью сторонников Иуды была неистребимая «любовь к свободе». Именно с этим движением часто связывают возникновение понимания ревности о Боге и о царстве в религиозно-политическом, антиримском смысле: верность Царству Божиему исключает признание какой-либо нееврейской власти над Святым народом, Святой Землёй, Святым городом и храмом. Сторонники движения верили, что ради этого всякий иудей должен был активно бороться с оружием в руках и быть готовым умереть. И хотя выступление было подавлено, а Иуда казнён, его идеалы, как семена, упали на подготовленную почву и в итоге привели к антиримскому восстанию 66–74 гг. и к разрушению храма.
При таком понимании истоков религиозного зилотизма и с учётом того, что термин «разбойники» у Флавия имеет политические коннотации, у этого движения часто усматривают и более раннюю предысторию. К ней иногда относят выступление «архиразбойника» Езекии, действовавшего в Галилее уже в 1 в. до н. э., которого арестовал и казнил тогда ещё молодой Ирод I Великий, только что назначенный стратегом Галилеи, а также выступление двух иерусалимских «книжников», которые незадолго до смерти царя Ирода в 4 г. до н. э. призвали своих последователей «отомстить за Бога» и уничтожить изображение римского орла, помещённого над воротами храма (Иосиф Флавий. Иудейская война. I. 648–655).
Флавий сообщал, что сын казнённого Езекии, Иуда, после смерти Ирода разграбил царский дворец (или арсенал) в Сепфорисе и разбил всех своих противников, оспаривавших его претензии на власть. Вопрос о том, идентичен ли этот Иуда с Иудой Галилеянином, выступившим в 6 г. н. э., и создателем «четвёртой философии», остаётся спорным.
Зилоты и харизматические пророки
Хотя Флавий умалчивает о действиях повстанцев в следующие приблизительно 40 лет в Иудее, другие источники сохранили следы такого умонастроения. Так, упоминание среди 12 учеников Иисуса Симона Кананита, именуемого Зилотом (ζηλωτής, Лк 6:15; ср.: Деян 1:13; Мк 14:48; 15:7, 27; Ин 18:36, 40), может предполагать существование в 1-й половине 1 в. н. э. либо уже оформившейся группы «зилотов», либо таких настроений. Учение Иуды Галилеянина иногда рассматривается как повлиявшее на ту ситуацию, в которой могут быть поняты евангельские вопросы о налоге на храм (Мф 17:24–27) и подати кесарю (Мк 12:13–17). Бывший фарисей апостол Павел, говоря о своём периоде «гонителя христиан», называет себя зилотом, ревнителем (Гал 1:14; ср.: Фил 3:6; Деян 22:3).
Движение зилотов иногда связывают с выступлениями т. н. символических пророков и харизматиков, мотивированных мессианско-политической эсхатологией, обещавших совершить чудеса и дать знамения того, что случится в ближайшем будущем. Учитывая то, что они в дальнейшем сыграли свою роль в защите Иерусалима, их также иногда относят к движению зилотов. Иосиф Флавий, который, несмотря на то что ему было известно представление о прекращении пророчества в иудаизме со времени персидского царя Артаксеркса, назвал пророками некоторых таких персонажей, хотя и считал их опасными обманщиками. К пророкам Флавий относил представителей ессеев (Иосиф Флавий. Иудейская война. I. 78–80; II. 112, 159; Иудейские древности. XIII. 311–313; XV. 372–379) и фарисеев (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII. 41, 43–45), упоминается также первосвященник, обладавший харизмой прорицания.
Эти примеры относятся к 40–50-м гг., но связь между зилотами («разбойниками») и «обманщиками» (к которым Флавий относит и пророков) он подтверждал и перед началом Иудейской войны: «Едва потушена была эта вспышка, как появилась другая, точно в больном организме воспаление переходит с одной части на другую. Обманщики (γόητες) и разбойники соединились на общее дело. Многих они склонили к отпадению, воодушевляя их на войну за освобождение…» [Иудейская война. II. 13. 6 (264–265)]. О пророках, которых зилоты использовали в пропагандистских целях, Флавий писал также в своём рассказе о падении храма: «Вообще тираны распустили тогда среди народа много пророков, которые вещали ему о помощи Божьей для того, чтобы поменьше переходило к римлянам и чтобы внушить твёрдость тем, которых ни страх, ни стража не удерживали». Один из таких пророков-зилотов выступал в последние часы сражения за храм, предрекая победу своим соратникам, и созывал огромную толпу во двор храма; собравшиеся иудеи ожидали знаков спасения, но в итоге все погибли [Иосиф Флавий. Иудейская война. VI. 5. 2 (283–287)].
Подобные выступления не прекратились и после подавления 1-го антиримского восстания. Уже в 73 г. бежавший в Киренаику сикарий по имени Ионафан убедил еврейских бедняков из Пентаполя последовать за ним в пустыню, где они должны были увидеть совершённые им чудеса. Как и ранее, власти, похоже, увидели в этом серьёзную угрозу бунта, и римский наместник Катулл быстро расправился с безоружной толпой.
Зилоты в период Иудейской войны
После смерти царя Агриппы I (41–44) и повторного превращения Иудеи в римскую провинцию антиримское движение снова усилилось. Об этом времени сообщается, что при прокураторе Тиберии Юлии Александре (46–48) как мятежники были казнены двое сыновей Иуды Галилейского (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XX. 102). В дальнейшем среди лидеров восстания 66 г. упоминаются третий сын (или внук) Иуды Галилейского, по имени Менахем, и ещё один его родственник – Элеазар бен Яир.
Что касается зилотов (имеется в виду 2-е значение этого термина, т. е. в узком смысле слова), то в 50–60-е гг., согласно Флавию, они («разбойники») действовали уже более активно. В это время впервые упоминаются сикарии, а их тактика убийств влиятельных лиц также связывается Флавием с группой Иуды Галилеянина (поведение, напоминающее действия сикариев, приписывается и зилотам). Судя по всему, сикарии не были независимой от религиозного зилотизма группой, но были его радикальной частью.
Наиболее часто обозначение «зилоты» Флавий использует при описании событий осады и гибели Иерусалима в 4-й и 5-й книгах «Иудейской войны». Нужно отметить, что некоторые руководители зилотов имели явно мессианские претензии. Одним из лидеров начального этапа антиримского восстания стал потомок Иуды Галилеянина, Менахем, в действиях которого также можно усмотреть претензии на статус мессии. В то время как повстанцы в Иерусалиме осаждали крепость Антонию, где засела оставшаяся верной римлянам часть иерусалимских аристократов, его отряд отправился в Масаду, захватил её и разграбил склад оружия. В Иерусалим Менахем вступил «как царь» (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 434); здесь он присоединился к осаждавшим Антонию силам. В ходе столкновений его последователи убили первосвященника Ананию, что стало причиной конфликта между войском Менахема и сторонниками начальника храмовой стражи Элеазара, сына убитого Анании, который известен также тем, что остановил принесение имперской жертвы в храме и таким образом провозгласил открытый разрыв с Римом. К группе Элеазара, объединявшей священников-повстанцев и действовавшей преимущественно в районе храма, присоединилось множество сикариев. В конфликте с ней Менахем погиб: когда он, «разодетый в царственные облачения и сопровождаемый вооружёнными приверженцами» (в греческом тексте употреблено слово ζηλωταί), шёл в храм на молитву, на него напали люди Элеазара и убили его. Элеазар на некоторое время возглавил повстанцев в Иерусалиме.
Место Менахема занимает ещё один потомок Иуды Галилеянина, Элеазар бен Яир, который бежал в Масаду с выжившими сторонниками Менахема и здесь возглавил сопротивление. В Иерусалиме во главе зилотов встал ранее не упоминавшийся священник по имени Элеазар бен Симон.
К этому периоду относится важное для понимания движения зилотов событие – начало чеканки «монет восстания». Все эти монеты содержат изобразительные элементы, связанные с храмовым культом или календарём праздников. Кроме указания года, на монетах есть надписи: «шекель Израиля», «Иерусалим свят», «Иерусалим святой», «свобода Сиона» или «за спасение Сиона». Монеты всех пяти лет восстания были найдены, помимо Иерусалима, также в Масаде, и это позволяет предположить, что группа её защитников вовсе не была изолированной и что восставших не разделяли непреодолимые противоречия.
Баланс сил в Иерусалиме изменился с наплывом беженцев и концентрацией борьбы почти исключительно в городе. Иногда сообщается, что с зилотами связана группа галилеян под руководством Иоанна Гисхальского. Зилоты в качестве «базы» использовали храм и благодаря своей военной подготовке сначала одерживали верх в борьбе с простыми горожанами, противниками войны.
Последний этап борьбы в Иерусалиме связан с именем Симона Бар-Гиоры (ум. в 69 г. н. э.), который пришёл в Иерусалим освободить город от тирании Иоанна Гисхальского. В действиях Симона также очевидны черты мессианских претензий: отряд подчинялся ему «как царю», а перед тем как его схватили римляне, Симон выступил в белом одеянии и пурпурной мантии на Храмовой площади. То, что он, а не Иоанн Гисхальский, был казнён в Риме после триумфа Веспасиана и Тита, предполагает, что римляне видели именно в нём главного лидера покорённого народа. Впервые Симон упоминается как участник сопротивления ещё во время преследования Цестия Галла, затем он присоединился к группе Масады и выступил против зилотов в Иерусалиме (весной 69 г. его впустили в город враждебные зилотам жители). Междоусобный конфликт охватил все группы активных участников восстания. Зилоты во главе с Элеазаром сражались в храме с последователями Симона Бар-Гиоры, 3-й стороной в конфликте были сторонники Иоанна Гисхальского. Конфликт почти завершился, когда римский полководец Тит начал осаду города, но на Пасху 70 г. последователи Иоанна Гисхальского проникли в храм и разгромили группу Элеазара, которая после этого подчинилась отряду галилеян Иоанна. Группа зилотов под руководством Иуды бен Яира бежала после взятия города, но в последовавшем сражении с римлянами все они погибли.