Экспериментальные школы
Эксперимента́льные шко́лы, учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых педагогических идей – с учётом опыта лучших учителей. Сложилось несколько типов таких учреждений: опытные школы, реализующие новую педагогическую концепцию или оригинальные методики обучения; базовые школы при научно-педагогических центрах; образцовые школы, где совершенствуются традиционные методики воспитания и обучения; школы-лаборатории, которые, наряду с осуществлением образовательного процесса, проводят педагогические исследования и готовят научно-методические материалы. Возникли в странах Западной Европы в 17–18 вв.: школа в Шарошпатаке (Венгрия) под руководством Я. А. Коменского, учреждения А. Франке, филантропины, опытно-экспериментальные учреждения под руководством И. Г. Песталоцци и др. На рубеже 19 и 20 вв. экспериментальные школы получили значительное распространение – вместе с концепциями «реформаторской педагогики», нового воспитания – главным образом в среднем образовании; в начале 20 в. – в системе начального обучения. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы; в Бельгии создавались «центры интересов» О. Декроли; в США «лабораторная школа» Дж. Дьюи стремилась воплотить принципы прагматистской педагогики. В 1920–1930-х гг. действовали экспериментальные школы: в Германии, в том числе вальдорфские школы Р. Штайнера; во Франции (С. Френе), в США (К. Уошбёрн), в Великобритании (А. Нил) и др. С конца 1960-х гг. сначала в США, а затем в странах Западной Европы возникли как экспериментальные и т. н. альтернативные школы.
В России с конца 1850-х гг. предпринимались попытки создания школ, основанных на авторских педагогических принципах: Яснополянская школа Л. Н. Толстого, учебные заведения Н. Ф. Бунакова, школа С. А. Рачинского, учебно-воспитательные учреждения под руководством К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого. После 1917 г. работали опытно-показательные учреждения Наркомпроса, в 1920–1930-х гг. – экспериментальные учебно-воспитательные учреждения под руководством А. С. Макаренко. К началу 1950-х гг. экспериментально-опытная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитательных учреждениях Академии педагогических наук (АПН) РСФСР. В конце 1980-х гг. при АПН СССР насчитывалось 14 базовых экспериментальных школ, а также школы, не имевшие статуса базовых академических: Павлышская средняя школа в Кировоградской области под руководством В. А. Сухомлинского (до 1970), школа в Донецке под руководством В. Ф. Шаталова, ряд школ и учреждений под руководством М. П. Щетинина, Ш. А. Амонашвили и др. Статус экспериментальной школы в РФ присваивался (с начала 1990-х гг.) образовательному учреждению решением учредителя (в том числе государственного или муниципального органа).