Нил Александр Сатерленд
Нил Алекса́ндр Са́терленд, Александр Сазерленд Нилл (Нейлл) (Alexander Sutherland Neill) (17.10.1883, Форфар, Шотландия – 23.9.1973, Лейстон, Англия), шотландский педагог, сторонник свободного воспитания. Окончил Эдинбургский университет (1912). В 1921 г. под влиянием американского педагога Г. Лейна организовал частную школу в Дрездене. В 1924 г. в графстве Дорсет в Англии открыл школу совместного обучения для т. н. проблемных детей, в 1927 г. школа переведена в графство Суффолк и получила название Саммерхилл. Взгляды Hила на воспитание ребёнка во многом сформировались под воздействием психологических концепций В. Райха, Б. Рассела и З. Фрейда. Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся, которое неизбежно приведёт к развитию интеллектуальному. Заполнять ум ученика знаниями – задача второстепенная, главное в обучении – научить его думать. В формировании самостоятельного мышления Hил усматривал гарантию сохранения той свободы мысли, которая лежит в основе всякой иной свободы. Свобода самовыражения, в которой Hил усматривал универсальное средство формирования личности, – стержень его педагогической теории. В Саммерхилле большую роль играло детское самоуправление. Школа Нила пользовалась широкой известностью в 1920-х гг.; в 1960-х гг. она вновь оказалась в центре внимания педагогической общественности в связи с публикацией книги Нила «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей» («Summerhill: a radical approach to child-rearing», 1960). Наибольшее влияние концепция Нила оказала на американскую педагогику и школьную практику. В Англии его воздействие выразилось в общей гуманизации воспитания в государственных школах, особенно в начальных, и в развитии школьного самоуправления.