Вентцель Константин Николаевич
Ве́нтцель Константи́н Никола́евич [24.11(6.12).1857, Санкт-Петербург – 10.3.1947, Москва], российский педагог, теоретик и деятель свободного воспитания. Дворянин, сын действительного статского советника. Учился в Технологическом институте (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт) (1875–1876), Институте инженеров путей сообщения (1877–1878), был вольнослушателем на юридическом факультете в Санкт-Петербургском университете (1876–1877). С 1881 г. участник революционного народнического движения [в 1885 арестован в Воронеже, позднее выслан во Владимирскую губернию (1887–1891)]. С 1891–1912 гг. работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской Городской Думы».
В 1903–1906 гг. пытался организовать детские сообщества в духе свободного семейного детского сада. Принимал участие в работе Педагогического общества при Московском университете; в 1902–1905 гг. – председатель, член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. В 1905 г. создал «Союз самообразования», который должен был объединить молодёжь всей России и пропагандировать идеи свободного воспитания.
В 1907 г. избран почётным председателем «Кружка совместного воспитания и образования», в работе которого принимали участие П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, Н. В. Чехов.
С 1919 г. в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, на учительских курсах, был организатором и преподавателем Института народного образования (позднее преобразованного в факультет Воронежского университета), заведующим дошкольным отделением и научно-методической секцией Губоно (губернский отдел народного образования). Разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР («Общие задачи и схематический план занятий в школе 1-й ступени единой трудовой школы»). Принимал активное участие в общественной жизни: был участником учительских съездов, конференций, выступал с докладами, лекциями по проблемам воспитания и обучения, занимался и преподавательской деятельностью, читал лекции по вопросам философии религии и теории свободного воспитания в Воронежском государственном университете и в институте народного образования. С 1922 г. – в Москве.
Наследие Вентцеля многогранно в области философии, богословия, политологии, культурологии, этики, психологии и педагогики. Педагогические взгляды имеют ярко выраженную философскую основу; стремился создать собственную философию, названную «синтетической философией творчества».
Со второй половины 1890-х гг. педагогические взгляды развивались в русле педоцентризма. Существенно обогатил теорию свободного воспитания, которая ставила ребёнка центром воспитательной и образовательной деятельности. Разработал основы и принципы создания свободной школы, насыщенные протестом против насилия и угнетения человеческой личности, необходимостью постоянной и последовательной защиты ребёнка, признания самоценности детства, искренней любовью к детям, стремлением сделать процесс воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности последовательным и гармоничным, способствующим раскрытию, развёртыванию и расцвету всех заложенных в ребёнке способностей и творческих сил (сочинения: «Освобождение ребёнка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Новые пути воспитания и образования детей», «Педагог будущего», «Идеальная школа будущего и способы её осуществления»).
В центре воспитания – интересы и потребности конкретного ребёнка, цель воспитания – развитие внутренней свободы личности, духовной самостоятельности, сохранение ребёнком своего «я», «прояснение» и «проявление» в ребёнке заранее заложенного образа, освобождение «от невидимых цепей духовного рабства» (Вентцель. Дом свободного ребенка. 1923). Воспитанию предполагалось придать активный характер с опорой на самодеятельность ребенка во всех её формах. Акцентировал внимание на необходимости формирования у детей активного отношения к жизни, добровольной и сознательной потребности в образовании. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность к их творческому преобразованию. В основе свободный творческий производительный труд – это постановка цели, выбор наиболее подходящих средств и последовательное использование этих средств для достижения цели. Предлагал такие виды труда, как самообслуживание, различные ремёсла, земледельческий труд, элементы индустриального труда.
Разработал принципы организации качественно нового воспитательно-образовательного учреждения – Дома свободного ребёнка, школы экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет, построенной на принципах свободного воспитания (Москва, 1906–1909). Это была своеобразная община, объединяющая общими целями и делом детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях равноправия, братства, свободы и справедливости, уважения и любви, в котором ребёнок становился подлинным центром «педагогической вселенной». В основу учебного процесса были положены потребности и запросы самого ребёнка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами. Важнейшее значение придавалось учёту индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника, поскольку систем воспитания должно быть столько, «сколько существует детей» (Вентцель. Теория свободного воспитания ... 1923. С. 7).
Большое внимание Вентцель и его единомышленники из «Общества друзей естественного воспитания» уделяли претворению этих положений в жизнь семьи. В 1908 г. создали Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой воспитательного характера. Эта концепция была публично представлена в докладе Вентцеля «Свободное воспитание и семья» на Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 г.
В 1915–1917 гг. выступал убеждённым противником войны и милитаризма: распространял антивоенные листовки, содержащие глубоко гуманистические идеи («Как бороться с милитаризмом», «Тревожный вопрос», «Как бороться с империализмом?»).
После Февральской революции 1917 г. развивал идею «педагогической революции», которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности, отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому.
В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений). Ребёнок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой.
В работах «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (обе в 1918) обосновал принцип полной автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, находящееся в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. В 1922 г., после выступления с докладом «Революция и нравственность», педагогическая концепция Вентцеля была подвергнута резкой критике и объявлена вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии. После 1923 г. прекратилась публикация работ Вентцеля.
В 1920-х гг. под влиянием идей В. И. Вернадского сформировал основы космической педагогики, направленной на воспитание человека, осознающего своё естественное единство с жизнью всего беспредельного космоса, а себя в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной, через осознание каждой конкретной личностью себя в качестве неотъемлемой и самоценной части Вселенной, определяющей характер её развития. Космическая педагогика Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, гармонии, культуросообразности, свободы и ненасилия («О проблеме космического воспитания», 1923; «Заметки о космическом воспитании», «Заметки о Космосе»», 1925, не опубликованы).
Провозгласил создание Религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Главной педагогической задачей новой религии провозглашалось полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией; воспитание свободной творческой личности как нового типа человека (неопубликованные работы: «Путь творчества», «Творческий день», «Три революции», «Творческое жизнепонимание в его противоположении христианству и толстовству», 1926; «Философия творческой воли» и «Лучи света на пути творчества», обе в 1937).
В 1936 г. направил в правительство предложения к проекту новой Конституции СССР, в которых критиковал советскую социально-политическую систему и школьное образование.