Бунаков Николай Фёдорович
Бунако́в Никола́й Фёдорович [26.11(8.12).1837, Вологда – 8(21).11.1904, Санкт-Петербург], российский педагог, теоретик и практик начального образования, методист и автор учебников и учебных пособий по русскому языку.
По окончании Вологодской классической гимназии, сдав экзамены по русскому языку на звание учителя, в 1854–1862 гг. преподавал русский язык в уездных училищах Вологодской губернии, губернской гимназии. Публиковал литературно-критические, исторические, экономические и статистические статьи в различных журналах. В 1862 г. примкнул к революционному обществу «Земля и воля». В 1866 г. переехал в Воронеж, где стал преподавателем русского языка в Воронежской военной гимназии (1866–1879). В 1867–1884 гг. преподавал в созданной им на собственные средства начальной школе в Воронеже и разрабатывал методику преподавания русского языка. В 1879 г. вышел в отставку по ведомству военно-учебных заведений. В 1884–1902 гг. руководил содержащимся на его средства начальным народным училищем в селе Петино Воронежской губернии (ныне Хохольский район Воронежской области). Создал своего рода социально-педагогический комплекс [начальное народное училище с пришкольным интернатом, народный дом, амбулатория, библиотека, школа для взрослых, первый в России самодеятельный крестьянский театр, созданный из выпускников училища (1888)].
Подчёркивая демократический характер школы как общенационального института воспитания и образования, Бунаков исходил из идеи введения всеобщего бесплатного начального обучения, условиями осуществления которого считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. Разработал методику и содержание начального образования, включающее обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения (садоводство и огородничество), литературе, истории России и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 элемента – обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения.
Утверждал, что школа обязана обеспечить гармоничное развитие ребёнка в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным школьным порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Был противником телесных наказаний, унижения достоинства учеников.
Сформировал дидактические основы начального образования и создал систему изучения русского языка методом объяснительного чтения. Разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте. Подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Опубликовал пособия по обучению грамоте и педагогические руководства, получившие широкое распространение и впоследствии многократно переиздававшиеся. В 1871–1876 гг. подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы, среди них: для учащихся – «Азбука и уроки чтения и письма» (1871; 100-е издание, 1916), первая книжка для чтения «Книжка-первинка» (1881; 38-е издание, 1913), хрестоматия для начальной школы «В школе и дома» (1876; 13-е издание, 1911); для учителей – «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке» (1871; 24-е издание, 1903), «Родной язык, как предмет обучения в народной школе с трёхгодичным курсом» (1872; 18-е издание, 1914). Проводил исследования в области методики домашнего обучения.
В 1870–1890-х гг. выступал лидером общественно-педагогического движения учителей, являлся «учителем учителей». Руководил 11 земскими учительскими съездами (1873–1883) и учительскими курсами (1873–1874, 1881–1883, 1897–1900) в различных губерниях, на которых читал лекции, проводил показательные занятия; пользовался большим авторитетом среди их участников. Деятельность Бунакова отмечена золотой медалью (1882) и почётным дипломом (1895) Петербургского комитета грамотности. Правительство 3 раза (1875, 1884, 1901) запрещало ему руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 г. за критику официальной школьной политики был арестован, лишён права заниматься педагогической деятельностью и выслан в г. Острогожск Воронежской губернии; петинские школа и театр были закрыты. Незадолго до смерти Бунакову возвращено право заниматься общественной деятельностью.
Посмертно опубликованы мемуары Бунакова «Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"» (1905), «Сельская школа и народная школа. Наблюдения и заметки сельского учителя» (1906) и «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, 1837–1905» (1909).