Джонсон Элизабет
Джо́нсон Эли́забет (Elizabeth Johnson) (род. 6.12.1941, Нью-Йорк, США), католический богослов, представительница феминистской теологии первой волны.
Родилась и выросла в Бруклине (Нью-Йорк) в семье ирландских католиков, училась в католической школе. В 1959 г. вступила в католическое Общество сестёр Святого Иосифа в Брентвуде (Лонг-Айленд), отличавшееся строгостью и жёсткой дисциплиной. Джонсон готовилась принести монашеские обеты, однако её беспокоило требование отречься от мира, поскольку она не понимала, почему, если Бог любит мир, христиане должны вести свою духовную жизнь в изоляции от него, а не во взаимодействии с ним. В этот период размышлений на неё оказали большое влияние слова из пастырской конституции о церкви «Gaudium et Spes» Второго Ватиканского собора: «Радости и надежда, горе и тревоги людей этого века, особенно бедных и страждущих, являются радостями и надеждой, горем и тревогами последователей Христовых» («Gaudium et Spes». 1). После этого она принесла обеты и твёрдо решила вести монашескую жизнь в миру.
Спустя некоторое время она поступила на богословский факультет Манхэттенского колледжа (Нью-Йорк), где в 1970 г. получила степень магистра. В 1981 г. стала первой в стране женщиной, получившей докторскую степень по теологии в Католическом университете Америки (Вашингтон, округ Колумбия). Её диссертация была посвящена творчеству немецкого протестантского теолога В. Панненберга. В 1980–1991 гг. Джонсон преподавала в Католическом университете Америки, став первой женщиной – преподавателем теологии, однако в 1991 г. ей пришлось уволиться из-за конфликта с церковным руководством, посчитавшим некоторые положения её работы не соответствующими традиционным католическим догматам. В начале 1980-х гг. Джонсон преподавала также в Южно-Африканской Республике. Этот опыт оказал на неё значительное влияние, и она сохранила связь с этой страной даже после прекращения работы там. С 1991 г. Джонсон является почётным профессором теологии Фордемского университета в Нью-Йорке. В 1995–1996 гг. занимала пост президента Католического богословского сообщества Америки.
Богословские взгляды
Джонсон начала свою карьеру учёного-теолога в начале 1980-х гг., когда феминистская теология находилась на ранних этапах развития. Её по праву можно считать одним из первопроходцев в этой области. Более всего её беспокоила проблема страданий, и она искала способы помочь испытывающим их людям, в особенности женщинам, которые часто были притесняемы на протяжении всей истории. Среди источников, оказавших на неё наибольшее влияние, Джонсон выделила документы Второго Ватиканского собора; труды католических учёных-библеистов, написанные после него; американскую теологию смерти Бога; латиноамериканскую теологию освобождения; современные феминистские, постмодернистские и экологические теологии (Rakoczy. 2008. P. 139). Научные интересы Джонсон включают в себя рассмотрение традиционных аспектов христианской традиции (Бога, Христа, Девы Марии, святых) глазами женщин и через призму феминности, а также более современные темы, такие как отношение к женщинам в обществе и проблемы экологии. Основной целью своей работы Джонсон считает содействие «процветанию женщин»: интеграцию их опыта в христианскую теологию и наделению их равными правами с мужчинами, в т. ч. правом принимать священный сан (Johnson. 2017. P. 17–19).
Феминный аспект Божества
Одна из самых значимых работ Джонсон – «Та, которая есть: Тайна Божия в феминистском богословском дискурсе» (Johnson. 2017), за которую она получила множество наград, в т. ч. престижную премию Гравемайера Луисвиллского университета за достижения в области религии (1993). Используемая в книге методология состоит из трёх основных ступеней: деконструкция традиционных патриархальных воззрений; поиск альтернативных источников, указывающих на феминный аспект Божества; его реконструкция с опорой на эти источники. Джонсон начинает книгу с критики устоявшегося богословского языка, в котором о Боге дозволяется говорить только в мужском роде. Христиане, по мнению Джонсон, забыли, что Бог непостижим и все его именования являются не более чем аналогией, но не отображением его реальной природы. Это относится и к именованиям «Отец» и «Сын», изначально использовавшихся христианами для обозначения характера отношений между лицами Троицы, но никак не гендерной принадлежности (Johnson. 1992. P. 34). Джонсон считает, что патриархальное представление о Боге способствовало дальнейшему утверждению патриархальных структур в обществе, семье и церкви, угнетению женщин и превращению Бога в подобие «идола».
Для преодоления этих патриархальных представлений Джонсон считала важным говорить о Боге в женском роде, не забывая при этом, что и этот язык является аналогией и не отражает тайны Бога во всей полноте. С другой стороны, поскольку женщины, как и мужчины, сотворены по образу Божьему, Джонсон считала этот язык не менее правомочным, чем мужской. В книге она изложила учение о Боге, начиная не с первого лица Святой Троицы, как это принято в традиционных изложениях веры, но с Духа, поскольку именно с него, согласно Джонсон, начался опыт соприкосновения с божественным большинства знакомых ей женщин. Божественная триада получает в системе Джонсон следующие имена: Матерь-София, Иисус-София и Дух-София. Все три ипостаси Святой Троицы вечно существуют в любви, которая изливается на всё творение. Джонсон именует описываемое ей Божество как «Та, которая есть» или «Сущая» (She Who Is), феминизируя традиционное именование Бога Пятикнижия Моисея (ср. Исх. 3:14).
Феминистская христология
Джонсон описала развиваемое ею направление христологии как «феминистскую христологию освобождения». Отправная точка её работы – исследование исторического Иисуса. По мнению Джонсон, на протяжении всей истории христиане делали акцент на божестве Иисуса и недостаточно полно освещали его человечество. Джонсон не ставила под сомнение, что Иисус во время своей земной жизни был мужчиной, однако указывала на то, что в традиционном христианстве его гендерная принадлежность зачастую использовалась для дискриминации женщин. Это выражается в том, что о Боге стали рассуждать только в мужском роде, а мужчины стали восприниматься как более близкие к Богу существа по сравнению с женщинами. Говоря о божестве Иисуса, Джонсон обратилась к еврейской традиции Премудрости, женскому аспекту Бога, который в греческой патристике именуется София. Именно она, согласно Джонсон, воплощается и действует в Иисусе. Джонсон убеждена, что благодаря использованию этого богословского языка можно преодолеть традиционное предвзятое представление об особой связи мужчин с Богом и вслед за апостолом Павлом говорить о том, что во Христе больше нет «ни мужчины, ни женщины» (Гал. 3:28).
Мариология
Учение о Деве Марии – одна из центральных тем богословия Джонсон. Ей она посвятила книгу, которая называется «Истинно наша сестра: теология Марии в общении святых» (2003). В этой работе Джонсон также применила метод деконструкции, показывая, сколь сильно культ Девы Марии подвержен влиянию патриархата. Среди недостатков этого влияния она отмечает излишнюю идеализацию Девы Марии, которая создаёт непреодолимую дистанцию между ней и всеми прочими женщинами. Так, Деву Марию представляют как единственную из всех женщин мать, сохранившую девственность, что невозможно для других женщин. Кроме того, Дева Мария наделена добродетелями, которые мужчины хотят видеть в женщинах: она – мать, дева и раба. Джонсон считает, что это представление способствует дискриминации и подчинению женщин. Своей задачей Джонсон видела восстановление реального человеческого образа Марии, которая, хотя и действовала в согласии с Духом, была таким же человеком, как и все прочие.
Переосмысление культа святых
Важное место в богословских размышлениях Джонсон занимает культ святых. На этот счёт она отмечала, что значение святости и образ святых сформированы в рамках патриархата и нуждаются в переосмыслении. Так, она указывала на то, что в первые 80 лет 20 в. 75% канонизированных святых были мужчинами и лишь 25% – женщинами (Rakoczy. 2008. P. 147). Кроме того, сам образ женской святости был сформирован под влиянием патриархальных представлений, поскольку бо́льшая часть жизнеописаний святых была составлена мужчинами, выставлявшими на первый план типичные «женские» добродетели вместо «реальной храбрости в Духе» (Rakoczy. 2008. P. 147). Подобным же образом мужчины решали, каким интеллектуальным достижениям женщин было суждено остаться в памяти истории, а каким – нет (Rakoczy. 2008. P. 149).
Джонсон считала, что первоначальное понимание святых как живых примеров для подражания со временем было заменено в христианской традиции на образ посредников, просящих у Престола Божия за нужды живых людей. Не отвергая необходимости молиться друг за друга, Джонсон призывала вернуться к изначальному пониманию значения слова «святой» и воспринимать святых не как предстателей, но как друзей, помня, что каждый призван к святости (Rakoczy. 2008. P. 147).
Экотеология
Благодаря обращению к еврейской традиции восприятия Бога как Премудрости, наполняющей всё творение, Джонсон нашла способ «преодолеть богословский дуализм, при котором Бог отделяется от Вселенной» (Johnson. 1993. цит. по: Rakoczy. 2008.). Всё творение является частью единой космической общины, оно имеет сакральный характер, и человек не должен считаться ни его властелином, ни слугой, а равноценной частью, наряду с прочими живыми существами. Джонсон призывает всех людей отказаться от антропоцентрического взгляда на творение и ощутить сострадательную солидарность с ним. Этот шаг требует от людей покаяния в экологических преступлениях против творения и радикального изменения отношения к нему.
Эта тема получила подробное развитие в книге «Спросите животных: Дарвин и Бог любви» (2014), на страницах которой Джонсон размышляла о взаимосвязи христианства и экологии и пришла к выводу о том, что забота об окружающей природе – неотъемлемая часть веры в Бога. В книге «Творение и Крест: милость Бога к планете, находящейся в опасности» (2018) Джонсон рассмотрела догмат искупления в свете надвигающейся экологической катастрофы. Она задалась вопросом, возможно ли включить в искупительную миссию Иисуса Христа не только людей, но и всех сотворённых существ, и с опорой на Библию и раннехристианскую традицию дала утвердительный ответ на этот вопрос.
Конфликт с католической иерархией
В 1991 г. Джонсон была вынуждена покинуть Католический университет Америки из-за конфликта с церковным руководством, считавшем её богословские взгляды противоречащими католической традиции. В 2011 г. конфликт Джонсон с иерархией разгорелся с новой силой после публикации книги «Поиск живого Бога» (2007). Несмотря на то что книга была тепло встречена публикой и многими учёными-теологами, Комитет по доктрине католических епископов США осудил взгляды Джонсон как «полностью подрывающие Евангелие и убеждения верующих в Бога» (Committee on Doctrine. 2011. P. 19), утверждая, что традиционные церковные именования Бога не могут считаться человеческими построениями, обусловленными социальной и политической повесткой. Эта новость стала для Джонсон неожиданностью, поскольку она не знала, что её книга стала предметом обсуждения епископов. В комментарии для прессы Джонсон заявила: «Я была бы рада вступить в диалог, чтобы прояснить критические моменты, но меня так и не пригласили. Эта книга была обсуждена и окончательно оценена Комитетом до того, как я узнала о состоявшемся обсуждении». Также она добавила, что комитет «радикально неверно интерпретирует то, что я думаю, и то, что я на самом деле написала» (Johnson: Bishops' condemnation came without discussion).