Джокер в экранизациях
Джо́кер в экраниза́циях (англ. Joker, буквально – шутник), один их главных антигероев комиксов издательства DC Comics, враг супергероя Бэтмена. Создан художниками Б. Кейном, Дж. Робинсоном и писателем Б. Фингером в 1940 г. Права на экранизацию персонажа принадлежат компании Warner Brothers (Warner Bros.). Впервые на экранах роль Джокера исполнил актёр С. Ромеро в 1966 г. Джокер регулярно появляется в художественных сериалах, а также мультфильмах и анимационных сериалах. Среди известных актёров, озвучивающих Джокера, – М. Хамилл.
Полнометражные фильмы
Джокер появился на экране в 1966 г. в сериале «Бэтмен» («Batman», 1966–1968) и в полнометражном фильме «Бэтмен» («Batman», режиссёр Л. Г. Мартинсон) 1966 г. Роль сыграл американский актёр С. Ромеро. Сериал и фильм ориентировались на аудиторию младшего возраста и носили театральный характер вслед за комиксами, которые под влиянием «Кодекса комиксов», появившегося в 1954 г., стали менее жестокими и кровавыми. Джокер Ромеро получился кэмповым и комичным. Он не был убийцей и в основном устраивал пакости. В качестве оружия он использовал традиционный клоунский реквизит, взрывающиеся сигары, гудки, цветы, распыляющие ядовитый газ.
Вплоть до выхода фильма «Бэтмен» («Batman», 1989), снятого режиссёром Т. Бёртоном, Джокер не появлялся на экране. В фильме «Бэтмен» Джокера воплотил Джек Николсон, согласившийся на съёмки на определённых условиях (крупный гонорар и удобный график). В результате благодаря кассовому успеху фильма Николсон заработал за роль 90 млн долл. (Kennedy. 2021). Персонаж Николсона отличался от шутовского Джокера Ромеро. Во-первых, на созданном им образе отразился готически-сказочный стиль Бёртона, во-вторых, фильм следовал тенденции комиксов, в которых Джокер стал более мрачным и жестоким (в 1973 впервые за 30 лет в комиксах Джокер убил человека). У Джокера в исполнении Николсона есть не только имя (Джек Напье), но и однозначная предыстория, что расходится с каноном комиксов, согласно которому у Джокера множество различных вариантов прошлого и он путается в своих воспоминаниях [канон был подтверждён в графическом романе А. Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» («Batman: The Killing Joke», 1988)]. Позднее Джокер Николсона появился в камео в фильме «Космический джем: Новое поколение» («Space Jam: A New Legacy», 2021, режиссёр М. Д. Ли) (Bonaime. 2021), в котором присутствует множество персонажей студии Warner Bros.
В 2008 г. вышел следующий фильм о Бэтмене, в котором появился Джокер, – «Тёмный рыцарь» («Dark Knight») режиссёра К. Нолана. После того как несерьёзную тональность предыдущих фильмов о Бэтмене, снятых Дж. Шумахером, сменила реалистичная и мрачная стилистика Нолана, Джокер, чью роль исполнил австралийский актёр Х. Леджер, также предстал в новом образе. Леджер посмертно получил премию «Оскар» за лучшую роль второго плана. Это был первый случай, когда «Оскар» вручили за исполнение роли персонажа из комиксов. Несмотря на то что Джокер Леджера стал культовым и признан почти единогласно лучшей версией Джокера (The best Joker actors ... 2019; Russell. 2022), изначально фанаты были недовольны выбором актёра. Они писали, что это «худшее кастинговое решение, которое когда-либо принималось» (Kleinman. 2018). В фильме особенно подчёркивается личный характер взаимоотношений Джокера и Бэтмена. В фильме «Тёмный рыцарь» не раскрывается прошлое Джокера, сам он рассказывает три разные версии появления шрамов на его лице. Неясное прошлое и отсутствие имени во многом соответствует каноническому образу Джокера из комиксов.
Джокер появился в расширенной вселенной DC. На этот раз образ «Клоуна-принца преступного мира» воплотил Дж. Лето. В фильме «Отряд самоубийц» («Suicide Squad», 2016, режиссёр Д. Эр) Джокер является второстепенным персонажем, а внимание смещено на членов отряда суперзлодеев, в который входит его возлюбленная Харли Квин. В соответствии с каноном комиксов Джокер в исполнении Лето упал в резервуар с химикатами и позднее стал пациентом знаменитой психиатрической лечебницы Аркхем. Там он соблазнил врача-психиатра Харлин Куинзель, которая впоследствии (также оказавшись в чане с химикатами) стала Харли Квин. Дж. Лето в роли Джокера появился ещё раз в финале фильма «Лига справедливости Зака Снайдера» («Zack Snyder's Justice League», 2021, режиссёр З. Снайдер). В коротком эпизоде Джокер называет Бэтмена лучшим другом и утверждает, что на самом деле Бэтмен нуждается в нём, а также упоминает убийство приёмного сына Бэтмена – Робина. Среди фанатов комиксов и фильмов Джокер в исполнении Лето непопулярен, поэтому чаще всего в списках кинематографических воплощений Джокера занимает последнее место (The best Joker actors ... 2019; Russell. 2022). Джокер появляется в качестве камео в фильме «Хищные птицы» («Birds of Prey», 2020, режиссёр К. Янь). Данную эпизодическую роль исполнил не Лето, поэтому Джокера видно только со спины.
В фильме «Джокер» («Joker», 2019, режиссёр Т. Филлипс) история персонажа была переосмыслена и изложена в отрыве от канонического образа из комиксов. Как и в фильме «Бэтмен» 1989 г., у Джокера есть биография и имя – Артур Флек. Сюжет повествует о Готэм-сити 1980-х гг., Артур работает клоуном в агентстве развлечений и мечтает стать известным комиком. Он страдает от внезапных приступов неконтролируемого смеха, вызванных психическим и неврологическим расстройствами, живёт в небольшой квартире и ухаживает за больной матерью. Жестокость внешнего мира постепенно сводит с ума Флека, что приводит к его перевоплощению в Джокера. Роль Артура исполнил Х. Феникс, в 2020 г. удостоившийся премии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Джокер». Он стал вторым после Х. Леджера, кто получил «Оскар» за эту роль.
Выходы фильмов «Тёмный рыцарь» К. Нолана и «Джокер» Т. Филлипса сопровождались общественными дискуссиями. Х. Леджеру удалось показать безумного преступника-одиночку, воплощение абсолютного анархизма, противопоставленного порядку. Особенно активно с политической точки зрения обсуждался «Джокер» Т. Филлипса. Так, в рамках дискуссий поднимались темы социальной справедливости, интеграции инвалидов в общество, психических заболеваний и прочие. Диапазон критики фильма охватывает как крайне левую, так и крайне правую позиции. Сам Филлипс утверждал, что «Джокер» не является политическим кино, но это мало кого убедило (Adams. 2019).
Сериалы и анимация
«Бэтмен» (Batman 1966–1968) – первый сериал, в котором появляется Джокер. В шоу он появлялся в 22 эпизодах. Следующим игровым телесериалом стал «Готэм» («Gotham», 2014–2019) – приквел истории о Бэтмене, в котором главными персонажами являются молодой полицейский Джемс Гордон и юный Брюс Уэйн. В этом шоу предстаёт прототип Джокера в виде двух братьев-близнецов, Джерома и Джереми Валеска, которых сыграл К. Монаган. Несмотря на то что прямой ссылки на Джокера в «Готэме» нет, элементы образов братьев и факты их биографии дают основания считать персонажей Монагана прототипами Джокеров. Джокер появляется в качестве камео (известный образ, который появляется в эпизодической роли) в сериале «Титаны» («Titans», с 2018). Он также неоднократно упоминается в сериале «Бэтвуман» («Batwoman», с 2019).
Джокер регулярно появляется в анимационных фильмах и сериалах. Первый анимационный Джокер возникает в мультсериале «Приключения Бэтмена» («The Adventures of Batman», 1968–1969). Также в мультсериале «Бэтмен: Мультсериал» («Batman: The Animated Series», 1992–1995). Его озвучивал М. Хамилл, который установил стандарт глубины и диапазона голоса персонажа. Хамилл – фанат комиксов и понимает нюансы образа Джокера как никакой другой актёр озвучивания (Bonaime. 2021). У Хамилла самый длинный стаж исполнения роли Джокера. Он озвучивал его в мультфильмах: «Бэтмен: Маска фантазма» («Batman: Mask of the Phantasm», 1993, режиссёры Б. У. Тимм, Э. Радомски), «Бэтмен и Супермен» («The Batman/Superman Movie», 1997, режиссёр М. Тосихико), «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера» («Batman Beyond: Return of the Joker», 2000, режиссёр К. Джеда), «Бэтмен: Новые времена» («Batman: New Times», 2005, режиссёр Шэнь Цзе), «Бэтмен: Убийственная шутка» («Batman: The Killing Joke», 2016, режиссёр Сэм Лю), а также в мультсериалах: «Супермен» («Superman», 1996–2000), «Новые приключения Бэтмена» («The New Batman Adventures» 1997–1999), «Статический шок» («Static Shock», 2000–2004), «Лига справедливости» («Justice League», 2001–2004). Актёр озвучил Джокера и в нескольких видеоиграх. Хамилл считается лучшим актёром, озвучившим Джокера (Austin. 2020), а также входит в списки лучших Джокеров (The best Joker actors ... 2019; Russell. 2022).
Джокера также озвучили актёр М. Эмерсон в обеих частях мультфильма «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» («Batman: The Dark Knight Returns», 2012, 2013, режиссёр Дж. Олива), актёр озвучивания Дж. Димаджо в мультфильме «Бэтмен: Под красным колпаком» («Batman: Under the Red Hood», 2010, режиссёр Б. Виетти), комик З. Галифианакис в мультфильме «Лего Фильм: Бэтмен» («The Lego Batman Movie», 2017, режиссёр К. Маккей), актёр Т. Бейкер в мультфильме «Бэтмен: Нападение на Аркхем» («Batman: Assault on Arkham», 2014, режиссёры Дж. Олива, И. Сполдинг), актёр А. Тьюдик, который озвучил Джокера в мультсериале «Харли Квин» («Harley Quinn», с 2019), и др.
Образ и стиль Джокера
Неотъемлемая часть образа Джокера – его смех. Лучшей версией смеха Джокера считается вариант М. Хамилла. В рейтинговый список лучших исполнителей смеха Джокера от веб-сайта о комиксах CBR также входят Х. Леджер, Х. Феникс, Т. Бейкер и др. (Cheeda. 2020). М. Хамилл утверждает, что изобразить смех Джокера – трудная задача, требующая навыков и энергии, Дж. Лето признался, что от природы у него не такой громкий смех, поэтому он ограничивался редким хриплым «ха-ха» (Knopper. 2019).
По мере развития персонажа менялся внешний облик Джокера, варьируясь от сдержанного до экстравагантного. В комиксах 1940-х гг. Джокер появляется в фиолетовом костюме с удлинённым пиджаком и зелёной рубашкой, в фильме 1966 г. в исполнении С. Ромеро облачается в китчевый ярко-малиновый костюм. В фильме «Бэтмен» 1989 г. стиль Джокера в меньшей степени, но всё ещё остаётся кэмповым: цвет его пиджака более тёмный, также он носит бант, шляпу и трость. Более реалистичный и менее яркий образ Джокера представлен в фильме «Тёмный рыцарь» (2008), хотя все цвета канонического Джокера остались. Это смазанный белый грим, тусклый грязно-зелёный цвет растрёпанных волос и менее утончённое и потёртое фиолетовое пальто. Совершенно новый и более современный хип-хоп-стиль Джокера представлен в фильме «Отряд самоубийц» (2016): зачёсанные назад ярко-зелёные волосы, татуировки, металлические накладки на зубы и крокодиловый плащ. Однако в финале фильма «Лига справедливости Зака Снайдера» Джокер Лето был переосмыслен: исчезли татуировки, волосы стали длиннее. Изменился грим: появилась характерная для классического Джокера улыбка и небрежность, свойственная Джокеру Х. Леджера. В фильме З. Снайдера Лето появляется в очень необычном наряде: надетый поверх больничной одежды бронежилет, крупные жёлтые резиновые перчатки. В фильме Т. Филлипса Джокер облачается в красный костюм, зелёную рубашку и оранжевый жилет и наносит клоунский грим, хотя изначально Артур Флек носит очень непримечательные и тусклые вещи. Чем ярче его костюм, тем ярче проявляется его сумасшествие.
Облик Джокера менялся и в мультфильмах. Классическим считается Джокер из мультсериала «Бэтмен: мультсериал»: выдающийся острый подбородок, белая кожа, тёмные волосы, отливающие зелёным цветом, расплывшееся в улыбке лицо, красные губы и фиолетовый костюм. Этот образ не раз корректировался. Джокера рисовали без красных губ и с тёмными кругами вместо глаз в мультсериале «Новые приключения Бэтмена», меняли стиль [например, в мультфильме «Бэтмен ниндзя» («Batman Ninja», 2018, режиссёр Мидзусаки Дзюмпэй) нарисован в стилистике аниме], в мультфильме «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» Джокер представлен не как угловатый злодей, а как крупный высокий мужчина с аккуратными чертами лица. Джокер становится фигуркой лего в мультфильме «Лего Фильм: Бэтмен», демоном с зелёными дредами в мультсериале «Бэтмен» («The Batman», 2004–2008). Существует также женское воплощение Джокера: мать Брюса Уэйна, Марта Уэйн, становится Джокером в мультфильме «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» («Justice League: The Flashpoint Paradox», 2013, режиссёр Дж. Олива).