Древний Рим. Философия
Филосо́фия Дре́внего Ри́ма, интегральная часть общего философского процесса эпохи позднего эллинизма и Империи. Изучение философии было высшей ступенью образования и считалось типично «греческим», оно было доступно главным образом аристократической элите, посылавшей своих детей учиться в такие центры учёности, как Афины, Родос и Александрия. Деление философов на «греческих» и «римских» достаточно условно: из римских стоиков эпохи ранней Империи – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – двое последних писали по-гречески, как и основатель неоплатонизма Плотин, который вместе со своими учениками Амелием и Порфирием жил и творил в Риме. Доминирующей философской школой в Древнем Риме был стоицизм: римлянам импонировала суровая антигедонистическая этика долга, подчиняющая интересы индивида интересам общего дела. Более ограниченным было влияние эпикуреизма (Лукреций) и Афинской академии (Цицерон, одним из учителей которого был представитель стоического платонизма Антиох из Аскалона), а также Платона, Аристотеля и таких религиозно-мистических направлений, как неопифагореизм (Нигидий Фигул). Влияние стоицизма на этическую и политическую мысль Древнего Рима началось ещё в эпоху Республики. В 156/155 гг. до н. э. греческий стоик Диоген Вавилонский участвовал в «философском посольстве» в Риме, Панетий в 140 г. до н. э. переселился в Рим и вошёл в круг Публия Корнелия Сципиона Эмилиана, тесная дружба связывала Посидония с Гнеем Помпеем. В своих исторических трудах Посидоний осмысливал экспансию Рима в Средиземноморье как культурно-исторический прогресс человечества на пути от варварства к торжеству всемирного Логоса – Божественного провиденциального принципа разумности и порядка. В выработке латинской философской терминологии огромную роль сыграли в 1 в. н. э. Цицерон и Лукреций, калькируя греческие термины на латынь. Так, греч. ὕλη было калькировано как materia (оба слова в дофилософском употреблении означали «строевой лес», «древесина»), а греч. στοιχεῖα как elementa (в дофилософском употреблении – «буквы»).