Электрический аккумулятор
Электри́ческий аккумуля́тор, вторичный химический источник тока. В электрическом аккумуляторе происходит накопление электрической энергии путём превращения её в химическую при заряде, т. е. пропускании электрического тока в направлении, обратном направлению тока при разряде. В отличие от первичных (гальванических) элементов, электрический аккумулятор после полного разряда может быть вновь заряжен при подключении его к источнику постоянного тока. Электрический аккумулятор состоит из двух электродов, погружённых в электролит. В зависимости от типа электролита электрические аккумуляторы делятся на кислотные, щелочные, а также с неводным и полимерным, твёрдым и расплавленным электролитом. Название электрические аккумуляторы получают по составу (активному веществу) электродов – свинцовые, никель-кадмиевые, серебряно-цинковые, никель-металлгидридные, литиевые и т. п.
Электрический аккумулятор характеризуется напряжением разомкнутой цепи (эдс), напряжением и током разряда, сроком службы или числом возможных циклов «заряд – разряд» (т. н. ресурс), удельной энергией, разрядной ёмкостью – количеством электричества, которое он может отдать при разряде, и др.
Наибольшее распространение получили свинцовые аккумуляторы (эдс около 2 В; удельная энергия 30–50 Вт·ч/кг; число циклов «заряд – разряд» 200–300), а также никель-кадмиевые (1,2 В; 40–80 Вт·ч/кг; 1000), никель-металлгидридные (1,2–1,25 В; 60–120 Вт·ч/кг; около 500) и литий-ионные (около 3,6 В; до 150 Вт·ч/кг и более; свыше 1000). Электрические аккумуляторы применяются как автономный источник электрической энергии на транспорте, в системах аварийного освещения, на самолётах, в космических аппаратах, медицинском оборудовании, электроинструментах, электрических силовых агрегатах, портативных электронных устройствах (например, мобильных телефонах, ноутбуках, цифровых фотоаппаратах) и т. д.