Коленчатый вал
Коле́нчатый вал, вращающееся звено кривошипного механизма, имеет несколько колен и несколько соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники. Каждое колено имеет две щеки и одну шейку для присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения вала. Для уравновешивания вращения при работе щёки часто снабжаются противовесами. Коленчатый вал применяется в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, кузнечно-прессовых машинах и др. В поршневых машинах число колен обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, положения цилиндров, условий уравновешивания механизмов.
Коленчатый вал изготовляют целыми (литыми или коваными) либо составными по условиям технологии или согласно конструктивным требованиям (в основном для больших машин с диаметром шеек до 1 м). Для коленчатого вала используют углеродистые и легированные стали либо высокопрочный чугун.