Синхронная электрическая машина
Синхро́нная электри́ческая маши́на, электрическая машина переменного тока, у которой частота вращения ротора кратна частоте тока в электрической сети. Наибольшее распространение получили синхронные электрические машины с трёхфазной обмоткой переменного тока на статоре и обмоткой возбуждения, питаемой постоянным током, на роторе (основное исполнение); синхронную электрическую машину небольшой мощности иногда изготовляют в обращённом исполнении – с обмоткой возбуждения на статоре и трёхфазной обмоткой на роторе (рис.). В основном исполнении неподвижный статор, в обмотке которого наводится переменная электродвижущая сила, называется якорем, а ротор, несущий обмотку возбуждения, – индуктором; в обращённом исполнении, наоборот, якорем является ротор, а индуктором – статор.
Магнитопровод статора обычно представляет собой полый цилиндр, набранный из отдельных листов электротехнической стали, на внутренней поверхности которого располагаются пазы для укладки трёхфазной обмотки (рис., а). В зависимости от конструкции ротора синхронные электрические машины подразделяются на явнополюсные (ротор имеет выступающие полюсы, на которых размещена обмотка возбуждения) и неявнополюсные (полюсы выражены неявно). Явнополюсная конструкция обычно применяется при числе полюсов от 4 и более, неявнополюсная – в высокоскоростных (частота вращения 1500, 3000 об/мин и более) двух- и четырёхполюсных машинах.
На полюсах ротора часто размещают демпферную (т. н. успокоительную) обмотку (обеспечивает быстрое затухание колебаний ротора, возникающих в переходных режимах работы синхронной электрической машины). Стержни этой обмотки, выполненные из материала с повышенным удельным электрическим сопротивлением, замыкают накоротко на торцах пластинами или кольцами, образуя обмотку типа «беличье колесо».
В зависимости от режима работы машины различают синхронные генераторы, синхронные электродвигатели, а также синхронные компенсаторы. В синхронном генераторе при протекании постоянного тока через обмотку возбуждения полюсы ротора создают постоянное магнитное поле чередующейся полярности; при вращении (от внешнего привода) ротора магнитное поле индуцирует в проводниках обмотки якоря переменной ЭДС, частота которой , где р и n – соответственно число пар полюсов и частота вращения ротора. Если к трёхфазной обмотке якоря подсоединить нагрузку, то в обмотке возникает ток, который создаёт вращающееся магнитное поле якоря с частотой вращения ротора.
При работе синхронной электрической машины в режиме электродвигателя трёхфазная обмотка статора подключается к электрической сети переменного тока; при этом образуется вращающееся магнитное поле, которое, взаимодействуя с полем полюсов ротора, создаёт вращающий момент, приводящий ротор в движение. Ротор (как при холостом ходе, так и при нагрузке) будет вращаться с постоянной частотой, равной частоте вращения поля.
Помимо основных конструкций, к синхронным электрическим машинам относятся также машины специального исполнения, такие как синхронные реактивные, вентильно-индукторные и гистерезисные электродвигатели, синхронные машины с возбуждением от постоянных магнитов, шаговые двигатели, индукторные машины (с электромагнитной редукцией частоты вращения) и др.
Основная область применения синхронных электрических машин – преобразование механической энергии в электрическую. Преобладающая часть потребляемой электрической энергии производится с помощью трёхфазных синхронных турбогенераторов и гидрогенераторов мощностью до нескольких десятков и сотен мегаватт. Синхронные двигатели применяются, например, в электроприводах, не требующих регулирования частоты вращения (насосов, компрессоров, вентиляторов и т. п.).