Обоснованная теория
Обосно́ванная тео́рия, комплексная методология, направленная на построение теории среднего уровня, объясняющей причинно-следственные связи в социальном взаимодействии и поведении индивидов и предоставляющей более глубокое понимание значений и смыслов, которые используются в повседневных практиках, как рeчевых, так и поведенческих.
Обоснованная теория появилась в рамках золотого века развития качественных методов (период развития качественной методологии – 1950–1970-е гг.). В это время качественные методы пересматривались и улучшались, были предложены новые инструменты для сбора и анализа данных. Одна из отличительных черт этого периода – вера в то, что качественные методы могут соответствовать тем же эпистемологическим критериям, что и количественные методики. Исследователи считали, что с помощью качественного исследовательского дизайна можно устанавливать наличие причинно-следственных связей, а полученные результаты будут обладать высокой внешней валидностью. В обоснованной теории сочетаются теоретические и методологические предпосылки качественного исследовательского дизайна и строгие принципы работы с данными (кодирование, категоризация, интерпретация), что обеспечивает внешнюю валидность, надёжность и повторяемость полученных результатов. В сочетании с описанными характеристиками обоснованная теория стремится к устранению разрыва между теорий и эмпирикой, что и делает её близкой к идее теории среднего уровня.
Первыми последовательно описали процесс сбора и анализа данных в рамках обоснованной теории социологи Б. Глейзер и А. Страусс в своем исследовании «Осознание умирания» («Awareness of Dying», 1965). А. Страусс, будучи учеником Г. Блумера, был последователем подхода символического интеракционизма и во многом опирался на него в своих работах по социологии труда, социальной психологии и т. д. Б. Глейзер же, напротив, придерживался позитивистской парадигмы в социологических исследованиях. Это послужило точкой расхождения между двумя исследователями, поэтому в настоящий момент существует несколько версий обоснованной теории, в зависимости от того, чему исследователи предпочитают отдавать приоритет при использовании этой методологии. Основное отличие – фокус исследования: какой предмет исследования конкретизируется при использовании обоснованной теории.
«Традиционная», или классическая, обоснованная теория ассоциируется с Б. Глейзером. Как утверждает сам социолог, главная цель исследования – построение теории, объясняющей паттерны поведения через наиболее значимые и проблемные аспекты с точки зрения вовлечённых в них субъектов. «Изменённая» обоснованная теория появляется в результате переосмысления классической версии и постепенного ухода от принципов позитивизма. В 1990 г. А. Страусс совместно с Дж. Корбин публикует книгу «Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники», в которой фокус смещается с наблюдаемого поведения и социальных «фактов» на субъективные значения, которые люди придают объектам, поведению и ситуациям. Конструктивистская версия обоснованной теории принадлежит К. Чармаз. В её интерпретации методологии важен не только учет субъективных смыслов, которые респонденты придают исследуемым взаимодействиям и ситуациям, но и то, каким образом происходит взаимодействие между самим исследователем и участниками. Этот подход наиболее релятивистский и рассматривает эмпирическую реальность как партикулярную и не обладающую никакими объективными характеристиками.
Несмотря на различие в подходах, а конкретнее, в их философских и эпистемологических предпосылках, любой версии обоснованной теории присущи общие технические принципы, лежащие в основе работы с эмпирическими данными.
Общий исследовательский процесс в рамках обоснованной теории можно разделить на несколько этапов:
Первичное кодирование эмпирического материала.
Группировка и перепроверка получившихся кодов – построение концептов.
Анализ концептов, построение категорий и выдвижение гипотез о наличии причинно-следственных связей.
Построение теории.
Отличительная черта этой методологии заключается в том, что этапы сбора и анализа данных происходят фактически одновременно, т. к. получаемые исследователем предположения о причинно-следственных связях должны постоянно находить свое подтверждение в собираемом эмпирическом материале. Если определённый процент эмпирического материала не поддается объяснению в рамках исследовательских гипотез, необходимо продолжить сбор данных, а также произвести пересмотр получившихся кодов и категорий для последующего анализа и построения общей теории. Таким образом обеспечивается полное соответствие принципам эмпирической фундированности и эмпирического насыщения, в котором собранные данные обладают приоритетом над теоретическими концепциями и дедуктивно выведенными предпосылками. Одновременно с этим в основе исследовательской стратегии лежит принцип сравнения данных между собой, интерпретаций респондентов, которые затем перерабатываются в коды и категории.
В плане методов анализа данных обоснованную теорию отличает самобытная система кодирования и категоризации данных. Основные этапы – открытое, осевое и избирательное кодирование. Цель открытого кодирования – выявление основных понятий, группировка их в основные категории и описание их основных характеристик. В ходе открытого кодирования категориям присваиваются свойства, а для выявленных свойств разрабатываются шкалы измерений. Важно, чтобы все выделенные характеристики и шкалы были сформулированы индуктивно (т. е. на основе эмпирического материала, а не с помощью теоретических предпосылок). С помощью осевого кодирования устанавливаются связи между категориями – для этого выделяются каузальные условия, контекст, промежуточные условия, стратегии взаимодействия, следствия. Завершающим и самым главным этапом выступает избирательное кодирование, в ходе которого определяется основная линия нарратива об изучаемом предмете, а также происходит связывание второстепенных категорий с центральной. Последняя служит главной ценностью для построения обоснованной теории, т. к. именно центральная категория призвана связывать все компоненты, коды и категории в единую объяснительную модель. Это и является конечным исследовательским продуктом в рамках данной методологии.
Например, в исследовании деятельности работников Европейской комиссии К. Шора (см. «Европейская интеграция в антропологической перспективе: исследование "культуры" чиновников в Европейской комиссии») интересовал вопрос, каким именно образом у них формируется наднациональная идентичность, т. к. в их круг задач и полномочий входит забота не об интересах отдельных государств, а о благосостоянии и функционировании различных отраслей во всём Европейском союзе. При помощи этнографического исследования и техник обоснованной теории ему удалось построить объяснительную модель, центральной категорией в которой выступило понятие «шестерёнки». Именно эта категория лучше всего объясняла основания для формирования идентичности чиновников, где они воспринимали себя как часть единого целого, но при этом функции, выполняемые каждым из них, сильно отличались и иногда неформально зависели от их национальной принадлежности. В ходе исследования Шор установил, что в некоторые департаменты принято принимать на работу выходцев из конкретных стран.
Основным источником данных для обоснованной теории являются интервью, также могут быть использованы результаты включённого наблюдения (если фокус исследования направлен в большей степени на поведение) и различные социальные артефакты.
Методология обоснованной теории является отличным инструментом для проведения исследований в отсутствие значительного массива данных об изучаемом феномене. Это объясняется тем, что благодаря индуктивной логике, присущей методу, начинать исследование можно при сколь угодно малом количестве известной информации. При этом конечной целью является построение объяснительной модели, способной, пусть и ограниченно, на генерализируемые результаты, а значит, последовательное применение методологии так или иначе приводит к выработке теории. Таким образом, полученные результаты обладают высокой научной и практической значимостью.