Дидион Джоан
Ди́дион Джо́ан (Joan Didion) (5.12.1934, Сакраменто – 23.12.2021, Нью-Йорк), американская писательница, эссеист, представительница «нового журнализма», соединявшая в своём творчестве элементы журналистского и художественного стилей письма. Основной темой творчества писательницы выступала политическая и общественная жизнь Америки. В сборниках эссе «Ползут, чтоб вновь родиться в Вифлееме» («Slouching Towards Bethlehem», 1968; русский перевод 2022) и «Белый альбом» («The White Album», 1979) Дидион предлагала критический взгляд на Калифорнию 1960–1970-х гг., в том числе и на контркультурное движение хиппи. Другим важным направлением в творчестве писательницы была мемуарная проза. Книги «Год магического мышления» («The Year of Magical Thinking», 2005; национальная книжная премия США за нехудожественную литературу, 2005; премия Медичи за эссеистику, 2007; русский перевод 2021) и «Синие ночи» («Blue Nights», 2011) посвящены отношениям с близкими людьми и личному переживанию их смерти. Среди других произведений – романы «Как бог на душу положит» («Play It as It Lays», 1970) и «Демократия» («Democracy», 1984; русский перевод 1989).
Семья, ранние годы, личная жизнь
Отец Джоан – Фрэнк Риз Дидион, подполковник Военно-воздушных сил США, работал бухгалтером в армии США; мать – Эдуэн Дидион (урождённая Джерретт), домохозяйка. Младший брат, Джеймс Джерретт Дидион, впоследствии стал риэлтором. В период Второй мировой войны семья часто переезжала, что значительно повлияло на начальное образование писательницы. Интерес к письму у Дидион проявился ещё в детстве и подростковом возрасте – она, среди прочего, переписывала произведения Э. Хемингуэя на печатной машинке, чтобы понять, как должны строиться предложения в тексте.
В 1956 г. Дж. Дидион закончила Калифорнийский университет в Беркли, получив степень бакалавра английской словесности. На последнем году обучения победила в конкурсе эссе Prix de Paris, спонсором которого выступал журнал Vogue – впоследствии одно из основных мест работы Дидион в период с 1956 по 1964 гг. В 1963 г. был опубликован её первый роман «Беги, река» («Run, River»), над рукописью которого ей помогал работать писатель Дж. Г. Данн. В 1964 г. Данн и Дидион поженились и переехали в Калифорнию, в 1966 г. супруги взяли приёмную дочь, которую назвали Кинтаной Роо. В 1960–1990-е гг. Дидион занималась писательской и журналистской деятельностью, с 1970-х гг. вместе с мужем писала сценарии. В 1988 г. семья переехала в Нью-Йорк. В 2000-е гг. менее чем за 2 года Дидион потеряла мужа и дочь: 30 декабря 2003 г., после перенесённого сердечного приступа, умер Данн, а 26 августа 2005 г. острый панкреатит привёл к смерти 39-летней Кинтаны Роо. Писательница осмысляла темы родства и утраты в книгах «Год магического мышления» и «Синие ночи». Дидион умерла 23 декабря 2021 г. в Нью-Йорке из-за осложнений, вызванных болезнью Паркинсона.
Писательская карьера
Основной корпус текстов Дж. Дидион относят к «новому журнализму» – течению в литературе США 1960–1970-х гг. Его представители (Т. Вулф, Т. Капоте, Н. Мейлер, Х. С. Томпсон и др.) не стремились к беспристрастной объективности в описании различных явлений и событий, показывая несостоятельность такой журналистской установки и сознательно отступая от неё в пользу приёмов художественной литературы. Другой особенностью «нового журнализма» был фокус на социальной проблематике и нетрадиционных для классической журналистики тем и сюжетов. Примером такого подхода к письму служит сборник текстов Дидион «Ползут, чтоб вновь родиться в Вифлееме», посвящённый преимущественно контркультуре 1960-х гг. и нараставшему социальному кризису. Эссе, давшее название всей книге, предлагает критический взгляд на район Хейт-Эшбери в Сан-Франциско – один из главных контркультурных центров США 1960-х гг. Представленное описание жизни в коммунах хиппи шло вразрез с распространённым идиллическим образом: за призывом «возвращения к невинности» скрывалось стремление молодёжи построить новую коммуникацию в социальном вакууме на основе сомнительных практик вроде употребления наркотиков. На примере ситуации в Хейт-Эшбери Дидион демонстрировала проблему национального масштаба. Это был характерный для писательницы метод – отразить в конкретных социальных явлениях состояние общества в целом, в том числе американского. От обычного журналистского репортажа текст Дидион отличался присутствием личной точки зрения и даже фигуры автора, когда она становится участницей описываемых событий. Эссе колеблется между форматами относительно объективного репортажа и рефлексией над личными переживаниями.
Joan Didion. Salvador. New York, 1983 (Джоан Дидион. Сальвадор). Обложка. Первое издание.Сборник «Белый альбом» был тематически близок предыдущему и предлагал ретроспективный взгляд на события конца 1960-х – начала 1970-х гг. Последующая эссеистика, собранная, в частности, в книгах «Сальвадор» («Salvador», 1983; русский перевод 1988), «Майами» («Miami», 1987), «После Генри» («After Henry», 1992) и «Политические фикции» («Political Fictions», 2001), фокусировалась не только на частных фактах и явлениях, но и на национальных политических процессах и их восприятии.
Параллельно с эссеистикой Дж. Дидион продолжала писать художественную прозу. В период с 1970-х по 1990-е гг. вышли её романы «Как бог на душу положит», «Книга общей молитвы» («A Book of Common Prayer», 1977), название которой отсылает к протестантсткой «Книге общественного богослужения», «Демократия» и «Последнее, чего он хотел» («The Last Thing He Wanted», 1996). Эти произведения были во многом вдохновлены (в том числе и стилистически) журналистским опытом писательницы. В своих художественных текстах автор развивала ранее поднятые в эссистике темы.
Книги «Год магического мышления» и «Синие ночи», выпущенные в начале 21 в., были посвящены личной трагедии Дидион – смерти её мужа и дочери. Особенность описания переживаний состояла в журналистской оптике автора, т. е. в стремлении рассмотреть собственное горе с некоторой дистанции. Дидион практически не раскрывала своих эмоций, сосредоточиваясь на вызванных трагедиями изменениях в собственном поведении, а также анализируя своё отношение к близким на протяжении всей жизни (показательным примером служат размышления автора о том, насколько хорошей матерью для своей дочери она была).
Награды и влияние
За свою литературную карьеру Дж. Дидион стала обладательницей множества профессиональных премий и наград. Среди них: медаль Э. Мак-Доуэлла (1996), Сент-Луисская литературная премия (2002), медаль за выдающийся вклад в американскую литературу (Национальный книжный фонд, 2007), награда имени Э. Ф. Бёрк (Гильдия сценаристов США, 2007), Национальная медаль США в области искусств (2012, вручена президентом Б. Обамой), премия за прижизненные достижения (ПЕН-клуб США, 2013); звание почётного доктора литературы в Гарвардском (2009) и Йельском (2011) университетах.
Кадр из фильма «Последнее, чего он хотел». Режиссёр Ди Рис. 2020.Произведения Дж. Дидион оставили заметный след в популярной культуре. В 1972 г. её роман «Как бог на душу положит» был экранизирован режиссёром Ф. Перри, а сама писательница выступила сценаристкой фильма (в русской локализации известен как «Играй как по писаному»). В 2020 г. вышла киноадаптация для платформы Netflix её произведения «Последнее, чего он хотел» режиссёра Ди Рис. Вместе с мужем Дидион работала над сценариями фильмов «Паника в Нидл-парке» («The Panic in Needle Park», 1971, режиссёр Дж. Шварцберг), «Звезда родилась» («A Star Is Born», 1976, режиссёр Ф. Пирсон), «Тайны исповеди» («True Confessions», 1981, режиссёр У. Гросбард) и «Близко к сердцу» («Up Close & Personal», 1996, режиссёр Дж. Эвнет). Книга «Год магического мышления» была адаптирована для театра. Режиссёром первых постановок выступил английский драматург Д. Хэр. В 2017 г. на платформе Netflix вышел документальный фильм о жизни и творчестве Дидион под названием «Джоан Дидион: Центр не выдержит» («Joan Didion: The Center Will Not Hold», режиссёр Г. Данн).