Чжан Цзюньмай
Чжан Цзюньма́й (張君勱, пиньинь Zhāng Jūnmài; Чжан Цзясэнь, 張嘉森, пиньинь Zhāng Jiāsēn; Карсун Чжан, англ. Carsun Chang) (18.1.1887, Цзядин провинции Цзянсу – 23.2.1969, Сан-Франциско, США), китайский философ, политический и общественный деятель, представитель 1-го поколения нового конфуцианства.
Родился в семье врача. Получил традиционное образование, с 1898 г. учился в переводческой школе Гуанфанъяньгуань (广方言馆) в Шанхае, успел сдать экзамен на степень сюцай (1902, с 1905 экзамены на учёную степень были отменены). В 1902–1903 гг. посещал Католический университет Аврора в Шанхае, после этого – высшую школу Цзяннань в Нанкине, откуда был исключён за участие в студенческом движении против российского империализма; работал учителем английского языка в школах провинции Хунань. С 1906 по начало 1911 гг. был в Японии, где познакомился с Лян Цичао; в 1907–1911 гг. изучал политические науки и экономику в Университете Васэда. В 1913–1916 гг. – в Германии (учился в Берлинском университете) и Великобритании. В 1919–1920 гг. был в составе неофициальной китайской делегации на Парижской мирной конференции. Остался в Европе до 1921 г., несколько месяцев слушал лекции Р. Ойкена в Йенском университете. Пригласил в Китай для чтения лекций биолога и виталиста Х. Дриша и сопровождал его в поездке по Китаю в 1922–1923 гг. Участник дискуссий «О культурах Востока и Запада» (1920-е гг.), «О науке и метафизике» (1923). В 1923–1927 гг. директор Института самоуправления (в Шанхае; впоследствии Политический университет), назначением которого было воспитание новой политической элиты. В 1929–1930 гг. преподавал в Йенском и Берлинском университетах китайскую философию; в 1931–1933 гг. – классическую немецкую философию в Яньцзинском университете (Пекин). Вместе с Чжан Дунсунем (1886–1973) – основатель Партии государственного социализма (1932), просуществовавшей до 1946 г., когда она объединилась с Демократической конституционной партией, образовав Демократическую социалистическую партию. В 1935–1940 гг. занимался также педагогической деятельностью: заведовал в Гуанчжоу Академией Сюэхай, в 1939 г. основал в Дали (Юньнань) вскоре закрытый властями Институт национальной культуры. В марте 1941 г. вошёл в состав руководства Демократической лиги Китая. В 1946 г. участвовал в разработке проекта конституции Китайской Республики. В 1949 г. эмигрировал в Гонконг. В 1952 г. выехал в США. Входит в число составителей конфуцианского «Манифеста китайской культуры людям мира» (1958) вместе с новыми конфуцианцами 2-го поколения – Сюй Фугуанем, Моу Цзунсанем и Тан Цзюньи.
Сторонник демократического конституционного социализма. Полагал, что демократия, основанная на естественных правах человека, может сочетаться с сильной центральной властью, поддерживаемой народом; выступал за меритократию. Возражал против партийного контроля над образованием. Доказывал, что социалистическая экономика возможна при сохранении частной собственности. Обосновывал преимущества двухпартийной системы перед многопартийной или однопартийной.
Онтологические взгляды Чжан Цзюньмая формировались под влиянием А. Бергсона и Р. Ойкена. Материю он трактовал как «внешнее», установившееся, находящееся под управлением случая; дух, напротив, видел как «внутреннюю» самость, движимую свободной волей (свобода как таковая есть область духа). Материя и дух связаны воедино жизнью. Организацию жизни во вселенной понимал в духе витализма, предполагая существование силы, формирующей и движущей живые организмы (ср. «жизненный порыв» у А. Бергсона). Утверждал ограниченность научного метода для познания жизни и необходимость обращения к интуитивному постижению жизненного опыта; воспринял деление В. Дильтея на науки о духе и естественные («материальные», учжи) науки.
Выделял особую роль Мэн-цзы с его теорией благой природы человека в раннем конфуцианстве. Наиболее плодотворной в истории китайской философии считал эпоху Сун, которую сравнивал с Ренессансом в Европе, поскольку в этот период неоконфуцианцы были ориентированы на возрождение древнего конфуцианства, но намного превзошли его, используя в своих построениях элементы буддийской метафизики. Видел схожие возможности для современного ему конфуцианства на пути синтеза культур Востока и Запада. Как и другие новые конфуцианцы, стремился осовременить классическую китайскую философию, сочетая её с актуальными течениями западной мысли. В то же время полагал, что китайская философия, в первую очередь конфуцианство, всегда опиралась на интуитивное познание, которое для неё должно оставаться доминантой и впредь.