Тег

Ремёсла

Ремёсла
Найденo 4 статьи
Ручные гончарные круги
Орудия труда, предметы бытаОрудия труда, предметы быта
Гончарный круг
Гонча́рный круг, устройство для создания из пластичного сырья (главным образом из глины) посуды и других изделий в результате вращения, которое обеспечивают вертикальный шип (ось) и подшипник; продукт эволюционного развития гончарства. Сосуды, сделанные с помощью гончарного круга, на Ближнем Востоке известны с 4-го тыс. до н. э. (Ур, Убейд и др.). Самые ранние следы гончарного круга (отпечатки оси на днищах сосудов) в Восточной Европе (3-е тыс.) выявлены в памятниках майкопской культуры. В лесной зоне такие следы известны по материалам 1-го тыс. до н. э. Среди древнерусских находок есть деревянные детали от волчковых и карусельных ручных и ножных гончарных кругов (Киев, Канев, Новгород, Псков, Старая Ладога и др.). Гончарные круги делали из дерева, глины, камня, металла.
Термины
Шпалера
Шпале́ра, стенной безворсовый односторонний ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный в технике репсового уто́чного переплетения. Рисунок на шпалере, моделью для которого служил картон, создавался цветными нитями утка́, плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12–13 вв., с 17 в. главный центр производства шпалер – Франция. В России шпалерная мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1717 г.
Триумф славы. Шпалера. Фландрия. Ок. 1502–1504
Термины
Набойка
Набо́йка (набивка), вид декоративно-прикладного искусства; ручной способ нанесения цветного узора на ткани при помощи рельефных форм, а также сама ткань с узором, полученным способом набойки. При набойке на ткань накладывают покрытую краской форму (резные рельефные деревянные доски либо наборные медные пластины с гво́здиками) и ударяют по форме специальным молотком. Набойка получила распространение в средние века и раннее Новое время, с конца 18 в. стала вытесняться печатанием тканей, однако сохраняется в ряде промыслов (страны Азии и Африки, при изготовлении павловских платков и др.) и используется художниками по текстилю.
Злата Ольшевская. Шаль «Серебряная музыка». 1987