Бретонцы
Брето́нцы (самоназвание – breiz, франц. bretons), народ на северо-западе Франции, коренное население Бретани. Живут также в окрестностях Парижа (около 1 млн) и департамента Атлантическая Луара. Численность в 5 департаментах исторической Бретани 4,7 млн человек (2018, перепись). Проживают также в Канаде (17,5 тыс. человек – 2021, перепись), США (0,3 тыс. человек – 2000, перепись) и др. Говорят на французском языке, около 225 тыс. человек – на бретонском (2018, оценка Общественной службы бретонского языка), относящемся к кельтской ветви индоевропейских языков (Западная Бретань), и около 191 тыс. человек на галло – диалекте французского языка (Восточная Бретань). Верующие – католики. Со 2-й половины 20 в. все бретонцы владеют французским. Бретонский и галло являются «региональными», но не (признанными) официальными языками Бретани. Согласно классификации ЮНЕСКО оба эти языка находятся «под серьезной угрозой» (UNESCO Atlas des langues en danger du monde, 2009).
Этнографическое описание
Происхождение бретонцев связывается с местными племенами, проживавшими на полуострове ещё со времён палеолита, частично галло-римским населением, и в большей степени – с бриттоязычными группами, которые эмигрировали с юго-запада Великобритании последовательными волнами с 3 по 6 вв. на запад Армориканского п-ова, позже переименованного в Бретань по названию этих племён. Вопрос о степени влияния кельтского компонента на этногенез бретонцев в начале 21 в. дискутируется во французской науке.
Вероятно, как и у других соседних народов в прошлом, у них был распространён друидизм со сложным пантеоном богов. Благодаря христианизации (с 4 в.) Бретань стала одним из бастионов христианства, здесь появились многочисленные монастыри, большое количество местных святых и миссионеров. В Средние века на территории Бретани сформировалось несколько королевств, образовались области с самобытной культурой, сложилось 4 диалекта бретонского языка. В восточной части полуострова распространился галло, диалект французского языка. Отношения бретонцев, образовавших сначала самостоятельные королевства, а затем герцогство Бретань, с жившими по соседству франками не всегда были мирными. В 1532 г. герцогство вошло в состав Французского королевства. Начались постепенные процессы ассимиляции, проникновения французского языка. До позднего Средневековья сохранялась клановая структура, до середины 19 в. – пережитки древних культов: поклонение камням-мегалитам, деревьям, источникам и т. п.
После событий Великой французской революции 18 в., контрреволюционного шуанского движения Бретань считалась оплотом традиционализма и консерватизма. Здесь, как и в других регионах страны, проводилась политика языковой унификации, после потери Бретанью автономии бретонский язык утратил статус официального вследствие политики конструирования единой французской нации. С 1830-х гг. на волне идей романтического национализма возродился интерес к бретонским традициям, песням, легендам, местным поверьям и бретонскому языку. В конце 19 в. возникло движение «Эмсао», включавшее как культурные, так и политические союзы и широкий спектр идей национальной самобытности бретонцев. По инициативе бретонских учёных были осуществлены стандартизация бретонских диалектов и сбор богатейшего фольклорного материала. Одновременно с 1880-х гг. проводилась усиленная государственная политика языковой унификации и францизации, запрещалось преподавание на бретонском языке.
В первые десятилетия 20 в. произошла радикализация набиравшего силу бретонского автономизма, возникала Бретонская националистическая партия (1931). Во время Второй мировой войны некоторые деятели автономистского движения пытались сотрудничать с нацистскими оккупантами или режимом «Виши».
В 1950-х гг. бретонским движением выдвигались в основном экономические и социальные требования, наиболее влиятельной организацией был Комитет по изучению и защите интересов Бретани (CELIB, 1950), а радикальные националистические движения, выступавшие за автономию вплоть до независимости (Фронт освобождения Бретани, Бретонская революционная армия), не получили большой поддержки. С 1960-х гг. появляются новые политические партии, борющиеся за интересы Бретани, самой влиятельной из них становится Бретонский демократический союз (UDB), разворачивается широкое движение за национальное возрождение бретонцев, их культуры и языка, происходит переход деятельности активистов в культурную сферу, в особенности музыкальную. В большом количестве появились багады – музыкальные ансамбли, вдохновлённые традициями шотландских духовых оркестров, объединяющие волынки, бомбарды и ударные. По инициативе бретонских культурных активистов (например, П.-Ж. Элиаса) создается радио- и телевещание на бретонском языке.
Традиционные занятия – молочное животноводство, свиноводство, коневодство, морское рыболовство (45 % вылавливаемой во Франции рыбы), ловля омаров, лангустов, улиток, сбор водорослей, добыча соли, разведение устриц, пчеловодство, охота, в 18–19 вв. – мореходство, выращивание картофеля и фуражных корнеплодов; зерновое хозяйство из-за особенностей почв прежде было малопродуктивным, выращивали преимущественно гречиху. В 20–21 вв. развиты овощеводство (артишоки, цветная капуста, клубника, зеленая фасоль, картофель), выращивание яблок и каштанов, производство сидра и виноделие (в районе Нанта), разведение устриц.
Ремёсла – производство тканей (из льна), лент, плетение кружев, вышивка, резьба по дереву и камню (в 16–17 вв. было развито изготовление многофигурных каменных распятий – кальверов), производство поливной керамики, фаянс Кампера, изготовление деревянной посуды, плетение корзин, производство мебели. В 21 в. бретонцы заняты в высокотехнологичном сельском хозяйстве и промышленности.
Традиционные поселения – разбросанного типа, чаще всего это изолированное жилище или поселение, включающее несколько усадеб (ферм). Для бретонцев, как и других кельтских народов, было характерно приземистое каменное, из гранита либо сланца, жилище под высокой крышей из соломы, позднее из шифера, с выступающими с двух сторон щипцами. В сельской местности был распространен «длинный» однокамерный дом, где под одной крышей жили люди и животные, разделенные лишь перегородкой. На морском побережье (у рыбаков) распространены дома меньшего размера. Городской дом более высокий, «узкий», обычно двухэтажный, с двумя комнатами на каждом этаже. Характерна массивная резная мебель местного производства: шкафы, сундуки, высокие закрытые кровати типа шкафа со створками. После 2-й мировой войны бретонский дом значительно модернизировался, более соответствуя современным представлениям о комфорте.
Традиционный костюм сегодня можно видеть в основном на многочисленных праздниках и культурных фестивалях. Разнообразие и богатство бретонского костюма особенно проявилось к концу 19 в.: более 60 его вариантов различаются по регионам, областям, коммунам. Женский костюм состоял из юбки с кофтой и корсажа либо из платья с кружевным воротником, светлым передником с нагрудником и широкими рукавами, украшенными вышивкой. Головные уборы – кружевные белые чепцы (известно более 60 их вариантов), различные по форме наколки из кружев или тонкой ткани, которые иногда носят с современной одеждой. Мужской костюм обычно чёрного цвета, включал широкие короткие штаны, собранные на поясе и стянутые шнуром выше колен (брагу-бра), широкий кожаный или суконный пояс и суконные гетры. Штаны со сборками позднее были заменены длинными прямыми штанами. Плечевая одежда – рубаха под двубортным жилетом, часто сплошь покрытым вышивкой, и прямая не застёгивающаяся куртка. Обувь – сабо. Фетровая шляпа с широкими полями, украшенная бархатными лентами, спускающимися на спину.
Традиционная пища – блины из гречневой и пшеничной муки, закрытые пироги, каши, похлёбки, картофель, рыба, морепродукты, рыбный суп котриад (франц. cotriade), блюда из птицы, свинины, телятины, паштеты, кровяные и копчёные колбасы, напитки – яблочный сидр, пиво, бретонский кир, шушан (питьевой мёд), пахта. Потребляется много сливочного масла, получила распространение солёная карамель, конфеты «Ниниш».
Традиционный спорт – борьба (гуран), игры с мячом (суль), поднятие тяжестей, стрельба из лука. В 21 в. популярны футбол, велосипедный и конный спорт, игры с мячом.
Основные народные праздники в 19 – начале 20 в. – это праздники кельтского календарного цикла, особенно Самайн (конец октября – начало ноября), приходские праздники – Пардоны, Дни святого Патрика и святого Иво. Во второй половине 20 – начале 21 в. – многочисленные музыкальные и фольклорные фестивали, самый известный из которых ежегодный фестиваль в Корнуайе, а также танцевальные праздники фес-ноз.
Национальные символы: бело-чёрный полосатый флаг (гвенн ха-ду), кельтский крест, трискель, горностай и др.
Устное музыкальное творчество
Наиболее распространённые формы народного пения – одноголосные, исполняющиеся без сопровождения: гверc (gwerz, мн. ч. gwerzioù) – баллада исторического или легендарного содержания, обычно трагического характера; сон (sôn, мн. ч. sonioù) – лирическая песня любовного содержания; кан ха дискан (kan ha diskan) – диалогическая танцевальная песня, построенная на перехвате вторым певцом фразы, спетой первым. Для бретонских народных песен типична морская тематика.
Танцевальные жанры многочисленны, для каждой области характерны свои разновидности. Повсеместно распространены танцы типа гавота. Во время праздника фес-ноз исполняются круговые танцы. Для танцевальной музыки свойственны 5- и 7-дольные метры, диатоническая (обычно пентатоническая) ладовая основа (используется около 20 разных звукорядов).
Старейшие сведения о бретонской музыке связаны с кельтской арфой – основным инструментом бардов, принесённым бриттами с Британских о-вов. Согласно легенде, бретонский монах 6 в. святой Гервей (Эрве) был арфистом, из-за чего почитался покровителем бардов. В эпоху Средневековья бретонские арфисты служили придворными музыкантами в других регионах; известно, что английский король Ричард I Львиное сердце потребовал прислать арфистов из Бретани к своей коронации (1189). Кельтская арфа вышла из употребления в Бретани в конце Средневековья и начала возрождаться только в начале 20 в. под влиянием ирландской традиции.
Популярны разные виды волынок: вэз (veuze) – небольшой инструмент с одной бурдонной трубкой, родственный галисийской гайте; биню коз (biniou kozh – «старая волынка»), используемая в ансамбле с бомбардой (распространены диалоги этих двух инструментов, подобные песенным кан ха дискан); с конца 19 в. применяется волынка шотландского типа биню брас (binioù braz – «большая волынка»). Волынки, бомбарды и ударные составляют основу оркестра багад (bagad), появившегося в Бретани в середине 20 в. под влиянием шотландской культуры.
Среди других инструментов, использующихся в традиционной бретонской музыке, – аккордеон, скрипка, бретонский кларнет трожен-голь (treujenn-gaol, буквально – кочерыжка).
Бретонская музыкальная традиция, практически исчезнувшая между двумя мировыми войнами, возрождается с 1950-х гг. Среди популяризаторов бретонского фольклора – арфист А. Стивелл.