Бразилия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Брази́лии. Сведения о традиционной музыкальной культуре народов Бразилии содержатся в описаниях европейских путешественников 16 – начала 19 вв., систематическое изучение музыки бразильских индейцев и креолов началось в 20 в.
Музыкальная культура европейского типа внедрялась в 16–17 вв. францисканцами, затем иезуитами, её центрами в колониальной Бразилии были провинции Баия, Пернамбуку, а с 17 в. – Минас-Жерайс. Первая церковная музыкальная школа, где местное население обучалось пению и игре на инструментах, открылась в Баие в 1559 г. Несмотря на многочисленные сведения об активной музыкальной деятельности в Бразилии этого периода, произведений, написанных ранее 2-й половины 18 в., не сохранилось.
С 18 в. развивалась светская музыка, распространилось салонное музицирование, в аристократических домах шли спектакли с музыкой, исполнялись арии и песни из тонадилий и сарсуэл. В это время в Бразилии открыты первые оперные театры, основу репертуара которых составляла итальянская опера, главным образом в исполнении гастролирующих трупп.
В 1785 г. в г. Салвадор (провинция Баия) основано общество «Братство Святой Цецилии», результатом деятельности которого стало выдвижение ряда крупных музыкантов. Среди главных композиторов последней трети 18 – начала 19 вв.: Л. Алварис Пинту (1719–1789), И. Паррейрас Невис (около 1730 – 1794), А. да Силва Гомис (1752–1844), Ж. Ж. Э. Лобу ди Мескита (1746–1805).
Музыкальная жизнь активизировалась с начала 19 в., её центром стал Рио-де-Жанейро благодаря переносу сюда королевского двора. С 1808 г. здесь базировалась королевская капелла, а в 1813 г. открыт оперный театр «Сан-Жуан» (São João; ныне Театр имени Жуана Каэтану, Teatro João Caetano). Композиторы, жившие и работавшие в Рио-де-Жанейро в этот период: Ж. М. Нунис Гарсия (1767–1830), мастер полифонической музыки, создатель многочисленных хоровых и оркестровых произведений, в том числе Реквиема на кончину королевы Марии (1816) и Мессы Святой Цецилии (1826); Г. Фернандис да Триндади (1799/1800 – 1854), скрипач, автор первых знакомых камерных произведений, написанных в Бразилии; Ж. Ж. Э. Лобу ди Мескита. Кроме того, вместе с королём приехали иностранные исполнители и композиторы, в частности португалец М. Португал и австриец З. фон Нейком – ученик Й. Гайдна, способствовавший утверждению классического стиля в Бразилии.
Обретение Бразилией независимости в 1822 г. сначала негативно сказалось на развитии музыкальной культуры (в частности, почти полностью исчезла камерная музыка). Несмотря на то что первый бразильский император Педру I учился у З. фон Нейкома, сам был композитором и поддерживал музыкальные начинания (например, при нём было создано Музыкальное благотворительное общество, 1833), многие музыканты уехали в Европу вместе с португальским королевским двором. Однако с 1840-х гг., благодаря политике императора Педру II, страна постепенно начала выходить из кризиса, стали создаваться условия для развития музыкальной культуры. В частности, в 1848 г. открыта Имперская консерватория (Conservatório Imperial de Música). Ведущие бразильские композиторы 1-й половины 19 в.: Ж. М. Нунис Гарсия, Ж. Д. ди Кастру Лобу (1794–1832), автор гимна Бразилии Ф. М. да Силва (1795–1865), Д. Барбоза ди Араужу (1778–1856).
Во 2-й половине 19 в. концертная жизнь стала более интенсивной, исполнялось много произведений европейской классики, гастролировали знаменитые виртуозы (П. де Сарасате, С. Тальберг).
В 1860 г. в Рио-де-Жанейро поставлена опера бразильского композитора Э. Алвариса Лобу (1834–1901) «Ночь на Святого Жуана» (на либретто Ж. М. ди Аленкара) – первая в Бразилии опера на португальском языке. Основоположник бразильской оперы – К. Гомис, автор произведений на местные сюжеты – «Ночь в замке» (1861, Рио-де-Жанейро), «Гуарани» (по одноимённому роману Аленкара, 1870, впервые поставлена в Милане, была широко популярна).
Национальное направление в композиторском творчестве формировалось с последней трети 19 в., его представители – Б. Итибере да Кунья (1846–1913), А. Леви (1864–1892), А. Непомусену (1864–1920); на рубеже 19–20 вв. бразильскую музыку развивали Л. Мигес (1850–1902), Э. Освалд (1852–1931), А. Ф. Брага и Г. Веласкес (1884–1914).
Крупнейший композитор 20 в. – Э. Вила-Лобос; среди его младших современников: Л. Галле (1893–1931), Ф. Миньоне (1897–1986), О. Л. Фернандис (1897–1948), М. Камаргу Гуарньери, Р. Ньяттали, Ж. Сикейра (1907–1985), Х. Таварес (1896–1969) и Л. Косми (1908–1965). В их музыке новые для того времени европейские направления и техники (постромантизм, атональность, импрессионизм, неоклассицизм) взаимодействуют с национальной основой.
В Рио-де-Жанейро в 1940-х гг. образовалась «Группа музыкального обновления» под руководством композитора Х.-И. Кёльройттера, члены которой первыми в Бразилии начали применять додекафонию. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. участники группы – С. Герра Пейши, К. Сантору (1919–1989), Э. Кригер (1928–2022), Э. Катунда (1915–1990) – отказались от написания серийной музыки и под влиянием 2-го международного съезда композиторов и музыкальных критиков (1948) начали создавать произведения с национальным колоритом.
В 1960–1970-х гг. сформировались группы композиторов-авангардистов. Из них наиболее известны «Новая музыка» в Сан-Паулу [основана в 1961, в неё вошли Ж. Мендис (1922–2016), В. Корреа ди Оливейра (род. 1938), Р. Дупрат], «Группа композиторов Баии» в Салвадоре [основана в 1966, в её составе: Л. Кардозу (1939–1989), Э. Видмер (1927–1990), Ф. Серкейра (род. 1941), Ж. Оливейра (1944–2020), А. Рибейру (род. 1943), Тон Зе (род. 1936)]. Среди крупных бразильских композиторов того времени: Ж. А. ди Алмейда Праду (1943–2010), Ж. Антунис (род. 1942), М. Нобри (род. 1939), М. Фикарелли (1935–2014), Ж. ди Оливейра (род. 1936), О. Ласерда (1927–2011), К. Сетти (род. 1932).
В 1960-х гг. международную популярность завоевал стиль популярной бразильской музыки босса-нова, создателями которого стали композитор А. К. Жобин и исполнители А. Жилберту и Ж. Жилберту.
В конце 1960-х гг. композиторы академического направления Р. Дупрат и Тон Зе сыграли большую роль в развитии «Тропикалии» и других движений, пропагандировавших популярную бразильскую музыку. Последняя получала всё большую известность за рубежом, в то время как классическая музыка, за исключением произведений Э. Вила-Лобоса, была известна скорее узкому кругу ценителей. Тем не менее композиторы, сочинявшие и исполнявшие музыку на стыке популярного и классического жанров, – пианист и гитарист Э. Жисмонти (род. 1947), мультиинструменталист Э. Паскуал (род. 1936), перкуссионист Нана Васконселус (1944–2016) – получили признание как в Бразилии, так и за рубежом.
Государственные университеты, созданные в 1950-х гг. в столицах разных штатов Бразилии, стали центрами притяжения для большинства бразильских композиторов, что повлияло на характер академической музыки, ставшей более разнообразной и во многом экспериментальной. Музыкальная жизнь, сконцентрированная ранее в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, начала развиваться и в других городах страны. Наиболее значительные современные композиторы Бразилии: Р. Такушиан (род. 1939), М. Резенди (род. 1944), Р. Миранда (род. 1948), П. Коста Лима (род. 1954), Г. Кроул (род. 1958), С. Ферраc (род. 1959), Р. Викториу (род. 1959), В. Гомис (род. 1960), Л. Питомбейра (род. 1962), Ф. Менезис (род. 1962), Э. Зампронья (род. 1963), М. Балтер (род. 1974), А. Мемари (род. 1977), М. Онофре (род. 1982) и П. Риус Филью (род. 1985).
В Сан-Паулу музыкальные постановки осуществляются на сцене театра «Сан-Педру» (São Pedro; 1917), при Городском театре работает хор «Паулистано» (Paulistano; 1936). Симфонический оркестр штата Сан-Паулу (1954) – один из самых известных в Латинской Америке.
В Рио-де-Жанейро функционируют: Городской театр [1909; включает оркестр (1931) и хор (1933)], в котором ставятся оперы, балеты, даются концерты и прочие музыкальные представления; Бразильский симфонический оркестр (1940), Национальный симфонический оркестр (1961; с 1984 при Федеральном университете Флуминенси), Симфонический оркестр нефтяной компании Petrobras (основан в 1972; современное название с 2006).
В ряде крупных городов есть оркестровые и хоровые коллективы, среди самых значительных – Филармонический оркестр штата Минас-Жерайс (г. Белу-Оризонти) и Филармонический оркестр штата Гояс (г. Гояния). В Бразилиа работает хор Madrigal de Brasília (1963).
Действуют музыкальные учебные и научные учреждения: в Рио-де-Жанейро – Школа музыки (Escola de Música; высшее учебное заведение, бывшая Имперская консерватория, ныне в составе Федерального университета Рио-де-Жанейро), Бразильская консерватория (1936), частная Музыкальная академия имени О. Л. Фернандиса (1953), Научно-исследовательский музыкальный институт имени Э. Вила-Лобоса, Бразильская музыкальная академия (1945; ведёт просветительскую, концертную, научную деятельность); в Бразилиа – Институт искусств при Университете Бразилиа (1962), включающий музыкальный факультет.
Среди бразильских исполнителей с мировым именем: пианисты М. Тальяферро, Г. Новайс, А. Эстрела, Н. Фрейре, А. Морейра Лима, виолончелисты А. Паризот и А. Менезис, гитарист Ф. Занон.
В Рио-де-Жанейро проводятся международный конкурс пианистов (с 2009) и музыкальные фестивали: Э. Вила-Лобоса (с 1961), Биеннале современной бразильской музыки (с 1975), Rock in Rio (с 1985) – один из самых массовых рок-фестивалей в мире. В Сан-Паулу проводятся конкурс гитаристов (с 1990) и международные музыкальные фестивали: новой музыки (основан в 1962 в Сантосе, в Сан-Паулу с 1985), Lollapalooza Brazil (c 2012, бразильское ответвление крупного фестиваля альтернативной музыки), Virada Cultural («Культурный поворот», с 2005, включает разные виды искусств) – один из самых крупных фестивалей в мире, проходящий в течение нескольких дней круглосуточно. В других городах: оперный фестиваль, организованный театром «Театру Амазонас» (Festival Amazonas de Ópera) в г. Манаус (штат Амазонас; с 1997), Зимний фестиваль в г. Кампус-ду-Жордау (штат Сан-Паулу; с 1970), Музыкальная мастерская в г. Куритиба (с 1983). Основное событие музыкальной жизни Бразилии и крупнейшее мероприятие такого рода в Латинской Америке – всемирно известный Бразильский карнавал, в котором принимают участие народные музыканты и танцоры из разных городов; включает конкурс школ самбы (Sambódromo).