Братья Гордины
Бра́тья Го́рдины, Вольф Львович (Вольф Лейбович Гордин, ивр. זאב גורדין, англ. Wolf Gordin) (1884 или 1885, село Михалишки Виленской губернии, ныне Гродненская область – 1974, Коммерс, штат Калифорния) и Аба Львович (Абба Лейбович Гордин, ивр. אבא גורדין, англ. Abba Gordin) (1887, село Михалишки Виленской губернии, ныне Гродненская область – 21.8.1964, Рамат-Ган), теоретики анархизма, авторы концепции пананархизма. Творческий союз братьев на протяжении жизни распадался и возобновлялся. В периоды расхождения каждый из мыслителей продолжал работать самостоятельно, вдохновляясь или заимствуя друг у друга идеи. Специфическая деятельность братьев включала в себя создание искусственного языка (т. н. язык АО), рецепцию философии М. Штирнера (интериндивидуализм), развитие идей космизма и даже написание сказов, поэм, пьес, авангардных манифестов и стихотворений.
Биография и творчество в России
Братья Гордины родились в семье известного в начале 20 в. раввина Йехуды Лейба Гордина, переписывавшегося с Л. Н. Толстым и издававшего труды о хасидизме и Талмуде. Детство братья провели в еврейском местечке Михалишки под г. Сморгонь. В 1908 г. увлечённые философией М. Штирнера Вольф и Аба основали в Сморгони экспериментальную школу «Иврия», где преподавание шло по системе «иврит на иврите», а среди учеников поощрялось творчество и изобретательство. После 1914 г. из-за 1-й мировой войны школа прекратила своё существование.
В 1917 г. и Вольф, и Аба стали влиятельными теоретиками анархизма. Вольф – в Петрограде (ныне Санкт-Петербург; Петроградская федерация анархистских групп), Аба – в Москве (Московская федерация анархистских групп). В пореволюционной России братья разработали новое социально-политическое учение – пананархизм. Пананархизм, в отличие от других анархистских течений, предлагал особый, интегральный, взгляд на субъекта революционного творчества (Гордин. 1918). Этот субъект – «пять угнетённых», к которым относятся рабочий, женщина, представитель национальных меньшинств, представитель молодёжи и личность. В своём манифесте они провозглашали верность анархо-коммунизму П. А. Кропоткина, но также отмечали, что несвобода каждого из «пяти угнетённых» – самостоятельная проблема, нуждающаяся в отдельном анализе и критике. Приставка «пан-» в слове «пананархизм» указывает на то, что только с учётом интересов всех «угнетённых» возможно говорить об анархизме как о чём-то всеобщем и тотальном.
С 1921 г. пути братьев разошлись. В. Л. Гордин ещё в 1919 г. открыл в Москве Социотехникум [известна также как «Всеизобретальня» (вольная коммуна людей, где путём проб и ошибок «изобретались» новые безвластные способы социальной коммуникации)] и в 1924 г. завершил грамматику языка АО (искусственный язык, который, по его мысли, должен был прийти на смену всем существующим национальным языкам в интересах создания единого планетарного человечества) (Гордин. 1924). А. Л. Гордин самостоятельно разработал ещё одно направление в анархистской теории – анархо-универсализм. В основе анархо-универсализма лежала созданная самим же А. Л. Гординым теория интериндивидуализма (рецепция индивидуализма М. Штирнера в свете проблем кооперации и создания экономических и интеллектуальных производственных ассоциаций) (Гордин. Анархо-универсализм. 1921). Как и в случае с пананархизмом, анархо-универсализм провозглашал всеобщий и тотальный характер своих идей.
В. Л. и А. Л. Гордины нередко подписывали свои работы «Братья Гордины», однако не во всех случаях подразумевается результат совместного творчества. В. Л. Гордин часто подписывал свои сочинения в России таким образом: Братья Гордины, Бэоби, Бр. Гордины, В. Гордин, 1 + 014. Аба использовал псевдоним Бр. Гордин (Гордин. 1917). В советской прессе журналистам приходилось уточнять, о каком из братьев Гординых идёт речь (Московские силуэты. 1922). Вместе с тем одно из масштабных сочинений мыслителей, поэма-утопия «Анархия в мечте: Страна Анархия» (1919), считается продуктом совместной работы. Текст написан А. Л. Гординым, но образы и идеи (включая фрагменты, где говорится о языке АО) – результат коллективного творчества. В поэме-утопии речь идёт о вымышленной стране Анархия, куда попадают «пять угнетённых» (персонажи пананархистского манифеста). В этом мире всё является искусственным, всё является продуктом инженерной мысли, включая не только предметы техники, но и природные объекты, включая саму человеческую телесность. В стране Анархия человек полностью подчинил себе естественный порядок вещей и теперь находится в полной и абсолютной гармонии с мирозданием (Герасимов. От пананархизма к социотехнике ... 2021. С. 101–103).
Параллельно с тем как А. Л. Гордин искал общий язык с большевистским правительством (признавал социализм как промежуточную стадию на пути к анархо-универсализму) и даже участвовал в 8–12-м Всероссийских съездах Советов, В. Л. Гордин писал сочинения о будущем покорении космоса, о технологических скачках, которые позволят изменить человеческую природу и приблизить мир страны Анархия [Гордин. Изобрет-питание. 1921; Гордин. Гносеология ... 1921]. Несмотря на то что оба брата находились в постоянном поиске оптимального сотрудничества с большевиками, все их идеи противоречили идеологической монополии марксизма-ленинизма. В 1926 г. Вольф и Аба стали объектом преследования со стороны ОГПУ.
Биография и творчество в эмиграции
В 1926 г. В. Л. Гордин под псевдонимом Бэоби эмигрировал в США, желая распространять свои идеи дальше по всему свету, вдали от карательного аппарата СССР. В том же году его брат Аба, опасаясь расстрела, бежал из страны через Сибирь, Маньчжурию и Китай в Северную Америку (по другим данным, братья эмигрировали ещё раньше, в 1924 и 1925). К 1927 г. обосновался в США. В Нью-Йорке начал издавать свой журнал The Clarion (1932–1934) и в качестве постоянного автора пригласил к себе брата, В. Л. Гордина, который к тому времени установил связи с Колумбийским университетом (и в итоге опубликовал статью в академическом издании The Journal of Philosophy) (Gordin. 1926). Братья возобновили сотрудничество, но больше не писали совместных сочинений. Покинув Россию, они стали частью международного анархистского движения. Им удалось подружиться с французским анархо-индивидуалистом Эмилем Арманом, главным редактором журнала L’en dehors, куда В. Л. Гордин помещал свои франкоязычные статьи (Gordin. 1933; Gordin.1934; Gordin. 1935). А. Л. Гордин в годы эмиграции сперва увлёкся идиш-движением, а в дальнейшем и культурой комментирования Талмуда. В 1958 г. эмигрировал в Израиль, где стал одним из влиятельных левых интеллектуалов.
В США В. Л. Гордин определил свои взгляды как «инвентизм» («inventism»), понимая под этим миросозерцание, согласно которому всё, что окружает нас, является не отражением реальных существующих вещей, а продуктом изобретения нашего ума. Будущее человечества – за самыми передовыми концепциями, критикующими идею причинности и генетизм (Gordin.1933). Вольф так и остался воинствующим атеистом, каким был в начале своего духовного пути. Аба, напротив, пришёл к мысли, что Бог – это не «призрак» (М. Штирнер), а пространство интимного диалога человека с самим собой. В диалоге с собой Я нравственно преобразовывается, изменяется и устремляется к развитию. Изучение Торы способствует психологической устойчивости человека (Türk. 2022).
Рецепция
В. Л. Гордину удалось создать крепкое творческое сообщество, Ассоциацию «Изобретатели – изобретателям» (АИИЗ). После того как Вольф покинул СССР, АИИЗ стала одной из организующих сил в 1927 г., когда в Москве проходила Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Несмотря на то что язык АО не стал всемирным, он использовался не только участниками Социотехникума, но и некоторыми членами толстовской коммуны «Жизнь и труд», которая располагалась под Москвой, в бывшем имении Шестакова (Кучинов. 2019).
Анархо-универсализм А. Л. Гордина стал отправной точкой в появлении поэтико-философской группы биокосмистов, издававших журнал «Биокосмист». В Израиле Аба получил известность как моральный философ и религиозный мыслитель. По его мнению, этика должна была скрепить новое израильское общество перед угрозой новых войн и агрессии со стороны арабских стран (Türk. 2022).
В 2020 г. на выставке фонда «Екатерина» демонстрировалась инсталляция «Домик Гординых» (художник Г. Д. Орлов), а на официальных интернет-ресурсах Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко с таким же названием публикуется видеозапись дискуссии об эстетических и политических идеях мыслителей (Герасимов. Художественные миры русского анархизма ... 2021. С. 44).