Бодмерея
Бодмере́я (нем. Bodmerei), термин морского права, означающий заём (договор займа), по которому в случае крайней необходимости капитану судна предоставляются денежные средства под залог судна, груза, фрахта в целях совершения рейса.
Первоначально данный вид займа обеспечивался только судном. Позже помимо судна предметом займа стали выступать груз, фрахт, а также ожидаемая прибыль.
Для оформления бодмереи необходимо наличие следующих условий:
форс-мажорные обстоятельства, препятствующие совершению грузоперевозки;
невозможность связи с судовладельцем.
Возникновение бодмереи относится к периоду повсеместного развития торгового мореплавания, которое привело к необходимости предотвращения рисков, связанных с уничтожением или повреждением морских судов, а также перевозимого ими имущества. Такая потребность, безусловно, была вызвана техническим несовершенством судов, оснащения, средств связи, что многократно повышало уязвимость как самого транспортного средства, так и транспортируемого груза.
Исторически сложились два вида бодмереи. Первая (по времени) разновидность появилась в немецком праве в 13 в. и представляла собой необходимую меру для благополучного завершения рейса в случае неисправности судна, возникновения непредвиденных издержек, в том числе нехватки топлива, продовольствия и т. д. при условии невозможности связи с владельцем судна. Сделка совершалась капитаном судна как представителем судовладельца. По договору бодмереи заимодатель принимал на себя весь риск уничтожения или порчи заложенного имущества в течение всего рейса, а должник освобождался от личной ответственности за долг в случае уступки кредитору заложенного имущества. При этом повышенный риск кредитора был обеспечен высокими процентами (до 33 %) по кредиту. Такой договор заключался только в случае крайней необходимости. Наибольшей популярности этот вид бодмереи достиг в Германии к 14–15 вв. (Энциклопедический словарь. 1891. С. 232).
Второй вид бодмереи сложился в римском праве. Договор заключался судовладельцем или грузовладельцем под имущественный залог или без него. При этом ответственность должника была условной – должник лично отвечал своим имуществом за возмещение долга только в том случае, если перевозка благополучно завершена. Повышенный процент в этом случае по сути являлся формой страхового взноса. В случае же гибели груза или судна должник освобождался от ответственности. Размер долга определялся ценностью заложенного имущества. Так в римском праве появился элемент морского страхования, который был впоследствии воспринят и немецким торговым оборотом.
В законодательстве Франции в 15 в. получила распространение бодмерея, заключённая грузоотправителем или судовладельцем в порту отправления. Бодмерея, заключённая капитаном, утратив свой практический смысл, становится редкостью.
В 19 в. развитие морского страхования вытесняет римскую разновидность бодмереи в германском праве, возвращая бодмерею, заключённую капитаном судна, что отражено в Торговом уложении 1861 г., морских уставах Норвегии (1860), Швеции (1864) и Великого княжества Финляндского (1873).
В российском правопорядке бодмерея возникла в морском праве как институт страхования. Российское законодательство 19 в. признавало бодмерею в случае крайней необходимости (Устав Торговый. 1857. С. 175–205), взыскание производилось по общим правилам о займах (Энциклопедический словарь. 1891. С. 215–218).
В 1870–1880-х гг. в России морским страхованием занимались крупные акционерные компании, в том числе и иностранные страховые организации. Регулировались отношения морского страхования уставами страховых обществ, полисными условиями, а при недостатке в отечественном законодательстве необходимых норм – иностранными положениями о страховании (Троицкая. 2008. С. 27).
Сохранились факты, свидетельствующие о том, что бодмерею знало и древнеиндийское право (Кириленко. 1985. С. 81).
В 21 в. бодмерея не используется в торговом обороте и не представлена в нормативных правовых актах РФ, хотя сохраняется в отдельных зарубежных правопорядках.
Так, римская форма бодмереи ещё остаётся в законодательстве некоторых штатов США, в то время как в законодательстве других штатов этот институт заменён на право удержания морских судов.
В США договор бодмереи заключается в письменной форме и подлежит обязательной регистрации. Основаниями прекращения бодмереи, по американскому праву, являются: исполнение должником обеспеченного обязательства полностью и надлежащим образом; признание договора недействительным; истечение срока, в течение которого у кредитора было право обратить взыскание на предмет бодмереи. Сумма займа, по законодательству США, не должна превышать стоимости заложенного имущества (судна, фрахта, груза, ожидаемой прибыли). В случае гибели имущества заимодатель теряет права по договору (Договоры в гражданском праве зарубежных стран. 2018. С. 174–176, 183).
Поскольку некоторые правопорядки сохраняют бодмерею в том или ином виде, этот термин употребляется в международных нормативных правовых актах; например, в ст. 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 10 мая 1952).
Согласно Кодексу международного частного права, контракт бодмереи, если иное не предусмотрено в соглашении, регулируется законом места, где предоставляется ссуда (Кодекс международного частного права. 1997. Ст. 287).