Фрахтование
Фрахтова́ние (от нем. das Fracht, от голл. vracht – груз, тяжесть, ноша), 1) деятельность по заключению договоров о перевозке грузов, пассажиров и багажа морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом. 2) Договор фрахтования (рейсового чартера) – разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Обособление договора фрахтования от договора перевозки связано с развитием техники мореплавания, предопределившим разделение функций судовладельца и грузоотправителя. Римское право допускало использование в морской перевозке двух договорных форм – подряда (locatio-conductio operis) и аренды корабля (conductio navis). Обе разновидности [фрахтовый договор и договор цертепартии (от лат. charta partita – документ, разделённый на части)] были известны и русскому дореволюционному праву, хотя и рассматривались как отдача внаём морского судна для перевозки товаров или грузов.
Договор фрахтования широко используется в морском судоходстве для перевозки крупных партий (десятки и сотни тысяч тонн) сырья, энергоносителей, металлов, сельскохозяйственной продукции на большие расстояния по нерегулярным маршрутам. При этом фрахтовщиком является судовладелец, а фрахтователем может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Договор фрахтования оформляется подписанием особого документа – чартера (от лат. charta – бумага, документ), именуемого иногда чартер-партией или цертепартией, поскольку одна часть чартера остаётся у фрахтователя, другая – у фрахтовщика. Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора фрахтования грузополучателем определяются коносаментом, именуемым в этом случае чартерным коносаментом, в котором должна содержаться оговорка о том, что он выдан на основе договора фрахтования и условия последнего считаются включёнными в коносамент.
К обязательным условиям договора фрахтования относятся наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер платы (фрахта), наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна, а по соглашению сторон могут быть отнесены и иные условия и оговорки (гл. IХ Кодекса торгового мореплавания РФ). Для определения условий договора фрахтования при перевозке различных видов грузов используются проформы чартера (Sovcoal, Sovietwood, Sovconround, Gencon и др., всего около 400) – типовые договоры, разработанные Балтийским и международным морским советом и другими международными неправительственными объединениями судовладельцев и фрахтователей, в которые стороны могут вносить изменения и дополнения.
Договор фрахтования используется также при воздушной перевозке (воздушный чартер, ст. 104 Воздушного кодекса РФ), перевозке внутренним водным транспортом (ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), а также автомобильной перевозке нерегулярными рейсами по заказу, включая легковые такси (главы 4, 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
От договора фрахтования (рейсового чартера) следует отличать договор фрахтования на время транспортного средства с экипажем (тайм-чартер) или без экипажа (бербоут-чартер), являющийся разновидностью договора аренды (§ 3 гл. 34 ГК РФ, главы Х, ХI Кодекса торгового мореплавания РФ), по которому владелец транспортного средства обязуется предоставить его фрахтователю (арендатору) за вознаграждение (арендную плату) на определённый срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей.