Блондель Морис
Блонде́ль Мори́с (Maurice Blondel) (2.11.1861, Дижон – 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), французский философ, один из видных представителей католического модернизма и спиритуализма. Ученик А. Бергсона. Учился в Университете Дижона, затем в Высшей нормальной школе (Париж); преподавал в лицеях Шомона, Монтобана и Экс-ан-Прованса, университетах Лилля и Экс-ан-Прованса. В своих философских исканиях, кроме Бергсона, опирался на идеи Августина, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, Мен де Бирана.
Первая его работа «Действие» («L’Action», 1893), сразу же привлёкшая внимание философской общественности, подверглась критике со стороны официального католицизма и была внесена Ватиканом в список запрещённых изданий: Блонделя упрекали в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию. В то же время университеты в течение нескольких лет отказывали ему в преподавании философии на том основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя её религии.
На деле в создаваемой «философии действия» Блондель отвергал как крайний рационализм, для которого нет иного источника истины, кроме разума, так и откровенный фидеизм, постулирующий главенство веры в познавательном процессе. Мыслитель считал, что только единство разума и веры может восстановить целостность философии. Мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера – два инструмента достижения одной и той же истины. Блондель избрал предметом своих исследований конкретное человеческое существование («действие») и душу человека, которой, согласно ему, присуща потребность в сверхъестественном: человек воодушевляется целями, отличными от природных целей; в деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и сверхъестественного, имманентного и трансцендентного. Действие благодаря присущему ему динамизму заставляет человека преодолевать границы собственного «я» и приводит его к признанию высшего существа, в единении с которым он черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек включается в общемировой опыт и стремится слиться с Абсолютом.
В сочинении «Мышление» («La pensée», 1934) Блондель стремится показать, что мышление – факт космический, оно не возникает «из ничего», но составляет часть Вселенной и неотделимо от неё. Всеобщий динамизм, пронизывающий и природу, и историю, порождён божественной мыслью, которая в сфере органической природы проявляет себя в форме «жизненного порыва» (как его понимал А. Бергсон), становящегося с появлением человека порывом спиритуальным.
В сочинении «Бытие и сущие» («L’être et les êtres», 1935) Блондель разрабатывает «конкретную онтологию», согласно которой ни одно из сотворённых существ, как и тварный мир в целом (материя, живые организмы, личности, общество, универсум в его воспринимаемой и умопостигаемой целостности), не исчерпывают собой бытия: человеческий опыт бытия становится самим собой только в утверждении абсолютного бытия. Наиболее полно философские устремления Блонделя выражает понятие «мудрости», являющейся одновременно и способом мышления, и образом жизни, взаимно оплодотворяющими друг друга. Мудрость имеет характер философский и вместе с тем сверхфилософский; она пребывает одновременно и внутри философии, и за её пределами, заставляя философию преодолевать себя.