Библиотерапия
Библиотерапи́я (англ. bibliotherapy), направление и метод психологической помощи, психотерапии. Существует несколько определений: «библиотерапия – лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг» и «библиотерапия – использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии» (Дрешер. 2007. С. 149). Метод библиотерапии, по мнению В. Н. Мясищева, представляет собой сочетание книговедения, психологии и психотерапии (Мясищев. 1960). Теоретические, методологические основания библиотерапии формируются, её место и статус среди других направлений психотерапии, психологического консультирования и иных форм психологической помощи строго не определены. Библиотерапия также рассматривается как одно из направлений арт-терапии и, шире, – искусствотерапии (терапии экспрессивными искусствами). Применяется как частная методика в рамках различных психотерапевтических подходов, в психологическом консультировании.
Происхождение термина и раннее развитие области
Впервые библиотерапевтическая помощь больному оказывалась в контексте духовно-религиозного воздействия, первым психотерапевтом и библиотерапевтом можно считать священника, а первым подходящим «душеполезным чтением признавалась книга духовная» (Кабачек. 2005. C. 191). О лечебном воздействии искусства и особенно литературы писал в учебнике «Общая терапия», опубликованном в 1836 г., профессор медицины И. Е. Дядьковский. Он считал, что исцеление возможно при чтении специально подобранных книг (Дядьковский. 1958).
Автором термина «библиотерапия» считается С. Кротерс. В своей статье «A Literary Clinic» («Литературная клиника»), опубликованной в 1916 г., он описал открытый доктором Багстером Институт библиопатии, в котором практиковалось лечение с применением книг. Так появилось название самого метода – «библиотерапия» (Crothers. 1916). Бакстер ассоциировал книги с лекарствами и считал, что они могут иметь простые или сложные ингредиенты. Независимо от языка, древности, литературной формы и жанра книги, главным для Багстера был вопрос о том, каково её терапевтическое значение: книга может быть возбуждающим, успокаивающим, раздражающим или снотворным средством. Багстер мечтал о том, чтобы книгу можно было выдавать по литературному рецепту, который должен содержать:
основу, или главный ингредиент, предназначенный для лечения;
вспомогательное средство, чтобы ускорить наступление терапевтического эффекта, «заставить» лечение пациента протекать быстрее;
корректирующее средство для предотвращения или уменьшения любого нежелательного эффекта;
средство, или наполнитель, чтобы сделать лечение комфортным для пациента.
В России библиотерапия связана прежде всего с именем Н. А. Рубакина. Известный русский специалист по библиотечному и библиографическому делу, основатель библиопсихологии, в 1916 г. на заседании Женевского педагогического общества учредил секцию библиопсихологии, которая через несколько лет выросла в Международный институт библиологической психологии. Рубакин активно продвигал идею библиотерапии в своих трудах, для читателей библиотеки в Лозанне была создана специальная анкета, которая помогала подбирать им литературу индивидуально (Столяров. 2019). Библиотерапия Рубакина скорее была психопрофилактическим инструментом. Научные исследования организовал В. М. Бехтерев вместе с российским военным медиком П. И. Тимофеевским. Учёных интересовало, как чтение книг исцеляет пациентов с общим нервным расстройством (истерия, неврастения, психастения). Эмпирические исследования были проведены в 1916–1920 гг. на Сестрорецком курорте. Бехтерев отмечал, что чтение книг не только отвлекает от болезни, но и способствует активности пациента (Бехтерев. 1921).
Ключевые этапы развития библиотерапии в России
В 1920–1930-е гг. библиотерапия осмысляется как литературное, медицинское и психологическое явление, используется как часть лечения пациента в клинике. Как и психологическое знание в целом, в конце 1930-х гг. практически прекратила развитие в СССР.
В 1940–1950-е гг. проблемы библиотерапии рассматриваются в рамках более крупных исследовательских программ, например библиопсихологии, психофизиологических, психолого-педагогических исследований чтения, исследований художественного восприятия.
В 1960-е гг. появляется общая теория чтения, которая также понимается как теоретическая основа библиотерапии. Библиотерапия рассматривается теперь и как педагогическая технология.
В 1970–1990-е гг. развивается линия исследований лечебного воздействия текста, предложенная в 1920–1930-х гг. (Дрешер. 2021).
В конце 20 – начале 21 вв. продолжается формирование теоретико-методологической базы библиотерапии. Эта отрасль знания приобретает выраженный междисциплинарный характер при сохранении психолого-педагогической доминанты; разрабатываются технологии профессиональной подготовки библиотерапевтов.
Виды и формы библиотерапии
Многообразие библиотерапевтических технологий передаётся тремя основными метафорами: «рецептурной» (формулируются коррекционные цели; книга подбирается с учётом диагноза на основе специальной литературы); «мотивационной» (формулируются терапевтические цели; книга понимается как модель действительности, может активизировать и преобразовать мотивационно-ценностную сферу личности, поведение) и «педагогической» (формулируются развивающие, воспитательные цели, от активации читательского интереса до развития отдельных личностных свойств и способностей, например, автономности, самостоятельности, ответственности, креативности) подходы.
Классификация видов библиотерапии опирается на психотерапевтический подход.
Неспецифическая библиотерапия используется в том случае, если в психотерапии применяются в основном неспецифические терапевтические процессы, такие как успокоение, удовлетворение, формирование уверенности, получение удовольствия, активность, становление или развитие личности. В данном случае отсутствует индивидуализация библиотерапии (Алексейчик. 1985). Неспецифическая библиотерапия включает в себя список книг или глав из медицинской, психологической, специальной литературы, гарантирующих доступность и отсутствие ятрогении. Для эффективности воздействия можно рекомендовать пациентам/клиентам резюмировать прочитанное.
Специфическая библиотерапия направлена на специфические процессы, такие как контроль, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта, на конкретные нарушения или расстройства личности. Обязательно осуществляется тщательный контроль и руководство психотерапевта, необходима интенсивность лечения. Данный вид психотерапии заключается не только в тщательном подборе литературы, но и в инструктировании пациента, обращении его внимания на то, что необходимо сравнить с собственным опытом, что можно проверить на практике. Далее необходима беседа, подготовленный диалог с выяснением пользы, трудностей и т. д. В специфической библиотерапии применяется научная медицинская, психологическая, специальная и афористическая литература (Алексейчик. 1985).
Библиотерапия имеет две формы применения – индивидуальную и групповую. Индивидуальная работа предусматривает также две возможности – самостоятельную работу с книгой и работу со специалистом (библио- или арт-терапевтом). Клиент/пациент читает книгу, специально подобранную с терапевтической целью. Задача этого этапа – стимулировать когнитивные способности для поиска решения собственной проблемы. Так, чтение биографической и автобиографической литературы даёт возможность ощутить поддержку, осознать, что и у великих личностей были сложности и проблемы, активизируется механизм проекции. Читатель проецирует события, поступки на собственную жизнь.
Специалист составляет совместно с пациентом/клиентом индивидуальный план чтения. При подборе книг учитываются характер заболевания/проблемы, интеллектуальный уровень, степень начитанности и интересы клиента/пациента. Наилучший терапевтический эффект достигается, если клиент/пациент далее обсуждает, прорабатывает прочитанное со специалистом.
Также к библиотерапии относят вариант написания клиентом/пациентом литературных произведений различных форм. Активная библиотерапия предусматривает работу с текстами как продуктами творческой деятельности клиента/пациента. Комбинированный вариант возможен, если клиент/пациент, прочитав книгу, записывает свои впечатления в виде эссе, письма или в любой другой литературной форме.
Групповая библиотерапия – работа с прочитанным материалом в группе, направленная на проработку психологических проблем каждого участника группы. Развитие личности, коррекция и психотерапия более эффективно проходят в полилоге с психотерапевтом и участниками группы. Психотерапевтический эффект групповой работы зависит от динамики и развития отношений в данной группе. Групповая терапия способствует: вовлечению пациента/клиента в терапевтический процесс; выявлению проблем; ослаблению изоляции; возможности быть полезным другим; ослаблению тревоги, связанной с пребыванием в больнице/клинике (Дрешер. 2007). Рекомендованное количество участников – 6–12 человек. Группа может быть тематическая, если у членов группы сходная психологическая проблема, либо участники собираются для прорабатывания индивидуальных проблем с помощью определённых приёмов работы с текстом. Библиотерапевт подбирает для обсуждения короткие произведения, которые читают в группе либо слушают в записи, затем проходит обсуждение прочитанного/услышанного произведения. Участники могут обсуждать заранее прочитанное произведение.
Методы библиотерапии
К основным библиотерапевтическим методам, чаще всего выделяемым по предполагаемым результатам, которых они позволяют достичь, можно отнести следующие (Дрешер. 2007):
Метод самоконтроля (без контакта со специалистом) – развитие самопонимания, исследование собственной личности. Используемая литература: книги самопомощи, руководства, литература по искусству и научная литература.
Метод самопомощи (с минимальным контактом со специалистом) – развитие самопознания (изучение особенностей характера, а также собственных расстройств); направлен на решение собственных проблем с учётом аналогичных трудностей у других людей. Используемая литература: биографические и автобиографические книги, мемуары, руководства по самопомощи.
Метод творческого самовыражения – развитие нового взгляда на себя и на окружающих, повышение уровня развития через обучение. Инструментами могут быть, кроме прозаических жанров литературы, и другие виды искусства – поэзия, музыка, изобразительное искусство.
Познавательно-поведенческий метод – удовлетворение образовательных потребностей, помогает овладеть навыками совладания со стрессом, разрешения проблем. Используемый инструментарий: книги по самопомощи, а также создание творческих ситуаций, освоение копинг-стратегий, путешествия, общение с природой.
Метод отождествления с персонажем – работа с художественными произведениями, при чтении которых пациент/клиент отождествляет (осознанно или неосознанно) себя с каким-то персонажем или находит соответствие с описанной ситуацией. Используемый инструментарий: подбор книг, содержащих ситуации, идентичные ситуации читателя.
Метод расслабления – профилактика эмоционального стресса, стимулирование обсуждения ситуации для формирования нового отношения к ней, её оценки. Используемая литература: детективная, юмористическая литература, сказки.
Профилактический метод – развитие и коррекция личности в процессе чтения. Литература: специально подобранные под ситуацию клиента книги.
Метод отвлечения – перенос акцента с травмирующей ситуации на другие аспекты жизнедеятельности. В данном случае применяется активная библиотерапия – написание заметок, сочинение произведений в различных литературных жанрах, чтение вслух.
Интерактивный метод – применение обязательной обратной связи с пациентом/клиентом; библиотерапевт организует диалог и обсуждение прочитанной книги. В отличие от простого руководства чтением интерактивная библиотерапия направлена на коррекцию тех или иных психологических проблем или отклонений в психическом развитии личности. При индивидуальной и групповой формах работы возможно применение как отдельно взятого метода, так и комплекса различных методов.
Некоторые из указанных подходов, например «мотивационный» (предложение положительного образца поведения, которые нужно было воспроизводить в собственной жизни), подвергались критике, основанной на клинической практике. Известный пример: потерявшим ногу рекомендовалась книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Но далеко не всегда это обеспечивало библиотерапевтический эффект. Порой такой «наивно-реалистический подход» к человеку (и литературно-художественному произведению) вызывал невольное сопротивление читателя, который не мог и не хотел идентифицировать себя с героем произведения, отстаивая уникальность собственного жизненного опыта и своей индивидуальности (Кабачек. 2005. С. 191–192).
Библиотерапевтические методы используются также в рамках иных психотерапевтических модальностей. Так, Ю. Б. Некрасовой подробно описан вариант библиотерапии, включённой в общий процесс логопсихотерапии. В фокусе при этом оказываются 4 функции библиотерапии: диагностическая, моделирующая (термин «моделирующая» используется в логопсихотерапии, в других направлениях может называться трансформационной, развивающей и др.), коммуникативная и психотерапевтическая. Диагностическая функция необходима для выявления не только понимания и уровня вчувствования клиента, но и изменений при повторном обращении к тексту – клиент устанавливает связь и обучается, впитывая нечто новое для себя. Психотерапевтическая функция заключена в самораскрытии клиентов, в выстраивании собственного психотерапевтического пути, в «эффекте Роджерса», когда «больной сам строит концепцию своего заболевания, анализирует причины проблемных ситуаций и конфликтов и намечает пути выхода из них» (Некрасова. 2005. С. 289). Моделирующая функция – многократное воображаемое проигрывание успеха приводит к формированию собственной, индивидуальной психологической установки на здоровье. Письменные, авторские работы необходимы на всех этапах терапии. Коммуникативная функция библиотерапии – общение с книгой, с текстом, а затем общение с психотерапевтом (библиотерапевтом), который в резонансном режиме поощряет желание высказаться и выслушивает клиента, помогает ему сформировать установку на выздоровление: установка на лечение – установка на помощь (Некрасова. 2005. С. 292). Предполагается, что происходит трансформация когнитивной сферы клиента, его функциональных состояний, развиваются навыки саморегуляции. Библиотерапия, являясь частью логопсихотерапевтического процесса, показывает свою эффективность в работе с логоневрозом (заиканием) (Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. 2014).
Исследователями-психологами предлагаются отдельные теоретические концепции (на базе которых могут быть построены библиотерапевтические приёмы), на основании как особенностей самих литературных форм и их элементов, так и особенностей восприятия художественного текста. Например, как единица анализа произведения рассматривается слово (В. П. Белянин), раскрытая в произведении тема (Л. А. Радыгина), проблемная ситуация и способ её разрешения (Дж. Миллс, Р. Кроули), идея или мотив (Л. Г. Куликова), персонаж (в системе В. Я. Проппа), используемые для создания произведения символы, образы (Н. С. Кукарев), целостность восприятия произведения (И. И. Тихомирова, Ю. А. Елисеева). Эти основания исследуются наряду с проблемой влияния различных жанров на читателя (А. Е. Алексейчик, А. М. Миллер).
Исследования эффективности библиотерапии
В конце 20 в. отдельные авторы обосновывали эффективность библиотерапии при лечении различных психических (например, неврастении, психозах), психосоматических нарушений, работе с психологическими проблемами. Астенический, ипохондрический, субдепрессивный синдромы требуют библиотерапии в затяжном, рецидивирующем течении, при аффективных расстройствах, жизненных трудностях или особенностях личности (чувствительности, эмоциональной лабильности, мнительности и тревожности). Библиотерапия снимает тревогу и напряжение, создаёт мотивацию. При психосоматических заболеваниях в начале акцент делается на разъяснение симптоматики, снижение ипохондричности, напряжённости, обучение совладанию со стрессом. При психозах библиотерапия может быть применена только по окончании острого периода заболевания и при желании пациента. Психотерапевту необходимо самому подбирать литературу и дозировать, учитывая потребности больного, возможности ятрогений (Алексейчик. 1985).
Количественные данные. В специализированной литературе 21 в. фиксируются оценки эффективности психотерапии с применением библиотерапии как основного инструмента или части комплекса лечебных воздействий. Содержащиеся в ней выводы об эффективности такого рода терапии находятся в широком диапазоне от отсутствия каких-либо значимых изменений в состоянии пациентов до их полного выздоровления. Так, Ходжинc с коллегами оценивает прогресс по некоторым параметрам в 23 % (Hodgins. 2007), Билич – 31 % (Effectiveness of bibliotherapy ... 2008), Кальдо – 68 % (Kaldo. 2015), Райт – 89 % (A bibliotherapy approach ... 2000), Макдоналд – 100 % (Macdonald. 2013).
Терапевтические мишени. Эмпирические исследования эффективности библиотерапии показывают, что данный метод преимущественно применяется при депрессивных и тревожных расстройствах. Коллектив исследователей (психологов, медицинских работников, философов) под руководством Юань Шуая выполнил метаанализ ряда исследований, в которых респондентами были в совокупности 979 детей и подростков (Comparative efficacy ... 2018). Исследования показали, что библиотерапия более эффективно воздействует на депрессивные расстройства и показывает менее устойчивые эффекты при тревожных расстройствах. Предикторами положительного результата является мотивация пациентов к лечению, соблюдение программных материалов и несложные первые задания (Comparative efficacy ... 2018).
В исследовании Дж. Райта и коллег (США) изучалась группа по профилактике рецидивов панических атак, наблюдались значительное снижение их частоты, тревожного ожидания, избегания и депрессии по сравнению с контрольной группой. Кроме того, люди в группе достигли клинически значимых изменений статуса (89 %) как по отсутствию паники, так и по уровню избегания, по сравнению с контрольной группой (A bibliotherapy approach to relapse prevention ... 2000).
В международном исследовании под руководством В. Кальдо, посвящённом методам вовлечения клиентов в терапевтический процесс, отмечалась позитивная динамика лечения бессонницы (прогресс в 68 %) (Kaldo. 2015).
При использовании метода библиотерапии наиболее часто подчёркиваются значимость ценностей автономии, справедливости и свободы. Критерий автономии был связан с положительным результатом от библиотерапии. Исследования указывают на увеличение уровня положительной самооценки и локуса контроля, которые также связаны с автономией. Улучшается осознанное отношение пациента к собственному состоянию, снижается уровень его беспокойства, в связи с чем также снижается и нагрузка на человека, осуществляющего уход за пациентом (поскольку улучшается соблюдение режима лечения).
Получены данные о пригодности библиотерапии как средства поддержания психического здоровья в условиях пандемии COVID 19. В исследовании международного исследовательского коллектива (Мексика, Испания) отслеживалась динамика таких психологических проблем, как нарушение сна, депрессия, тревожные расстройства и выгорание, как у людей, находящихся на самоизоляции, так и у тех, кто продолжал работать (Bibliotherapy ... 2001).
Категории клиентов/пациентов. Обнаружено, что библиотерапия более эффективна в лечении подростков, чем детей. Возможно, это связано с тем, что подростки более готовы к самоорганизации, а детям требуется помощь и контроль в организации чтения. Семейная библиотерапия достигает двойного результата – улучшение взаимоотношений в семье и снижение уровня депрессии и тревоги. Отдельные исследования были проведены с респондентами-медиками (Amar. 2008; Harrison. 2001; Anderson. 2016), результаты показывают, что библиотерапия положительно влияет на медицинский персонал.
Преимущества и ограничения метода
Библиотерапия в варианте самопомощи является более доступным источником психологической помощи, чем консультации у психотерапевта (Yuan. 2018), в том числе в случаях, когда клиент находится в изоляции (в силу его местонахождения или иных причин) (A bibliotherapy approach to relapse prevention ... 2000). Преимущество метода – простота использования, низкая стоимость, низкая потребность в персонале и бо́льшая конфиденциальность (Yuan. 2018).
Библиотерапия позволяет найти самостоятельный способ решения проблем со здоровьем даже в том в случае, если клиент/пациент не готов делиться своими проблемами с другими людьми или демонстрирует сдержанное поведение и неготовность к сотрудничеству (A bibliotherapy approach to relapse prevention ... 2000).
В варианте самопомощи проявляются и естественные ограничения: метод не подходит при нехватке навыков саморегуляции или недостаточной сформированности познавательных функций (показано в исследовании Яна для детей и подростков (Comparative efficacy ... 2018).
Вместе с тем, эффективность самостоятельной библиотерапевтической работы может быть выше при включении в терапевтический процесс систематического (пусть и короткого) телефонного контакта с психологом, который оказывает поддерживающее воздействие и у взрослых (Kaldo. 2015), и у детей и подростков (Self-help ... 2003).
Библиотерапия рекомендована Национальным клиническим институтом Великобритании в качестве инструмента при лечении подпороговых депрессивных симптомов и депрессии лёгкого и умеренного уровня.
Профильные сообщества
Международная федерация библио/поэтической терапии (ранее Национальная федерация библио/поэтической терапии; International Federation for Biblio/Poetry Therapy) (США). Создана в 1980 г.
Японская библиотерапевтическая ассоциация (Japanese Bibliotherapy Association). Создана в 2011 г.
Национальная ассоциация поэтической терапии (The National Association for Poetry Therapy, США). Издаёт «Журнал терапии поэзией» (Journal of Poetry Therapy).
Библиотерапевтический проект Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations; создана в 1927), неправительственной международной организации, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы.