Безмен
Безме́н (русский безмен, скандинавский безмен), инструмент для измерения веса, тип неравноплечных ручных весов, представляющий собой деревянный или металлический стержень, на одном конце которого находится противовес, а на другом – крючок, чашка или платформа для груза. Вдоль стержня располагается шкала измерений; по ней перемещается в поисках точки равновесия верёвочная, кожаная или металлическая петля, верхний конец которой держится рукой.
Этот тип весов появился не позднее середины 1-го тыс. до н. э. в Средиземноморье [хотя Л. Вулли интерпретировал как деталь безмена находку бронзового прута с одним загнутым концом и расширением на другом конце из Дикдикки близ Ура (1-я половина 2-го тыс. до н. э.)]. Упоминается в сочинениях Аристофана «Мир», «Лягушки», написанных в последней четверти 5 в. до н. э. Механизм неравноплечного рычага описывается также в «Механических проблемах» Псевдо-Аристотеля (вероятно, 3–2 вв. до н. э.) и др. Не позднее 4–2 вв. до н. э. аналогичные безмену весы, вероятно, самостоятельно были изобретены в Древней Индии и Древнем Китае и позже распространились по всей Азии (Needham. 1962. P. 24–27; Kisch. 1965. P. 58). В середине 1-го тыс. до н. э. в Древнем Риме появился также более сложный, «римский» безмен с постоянной точкой опоры и передвижной гирей. В дальнейшем он получил широкое распространение в Средиземноморье и Европе.
Простой безмен с переменной точкой опоры появился в Северной Европе примерно в 8–11 вв. («эпоха викингов»), на территории Древнерусского государства – около 11 в. До 20 в. такой безмен был широко распространён прежде всего в Скандинавии и России, поэтому известен как «скандинавский» или «русский» безмен (Büttner. 2018. P. 82).
По материалам 18–20 вв. «русские» безмены можно разделить на деревянные, металлические и металлодеревянные. Деревянные изготовлялись часто из ствола дерева с капом в роли противовеса. Шкалу измерений в фунтах (0,410 кг) отмечали ряды вбитых маленьких гвоздей или насечек. На металлических (железных, реже бронзовых) безменах точки, показывающие вес, наносились чеканкой. В случае металлодеревянных безменов на деревянную основу надевался бронзовый чехол (на него потом наносилась шкала); с противоположной стороны крепился металлический противовес. Длина ручного безмена значительно варьировалась, но обычно не превышала одного аршина (71 см) (Жуков. 2010. С. 56).
В повседневной жизни крестьяне взвешивали безменом мясо, рыбу, хлеб, грибы, ягоды, масло, овощи, пряжу, шерсть и др. В отсутствие безмена в качестве спорадических весов могли использовать аналогичные по форме предметы – топоры, поварёшки, ложки, мутовки, колотовки и др. С их помощью можно было взвесить и дать в долг определённое количество муки, сахара и др.; с помощью зарубки, отмечающей точку равновесия, отмечался нужный вес (Петряшин. 2019. С. 25). Такие предметы могли называться «вдовьим безменом».
Безмен по причине использования принципа рычага и переменной точки опоры при измерении большого веса резко теряет в точности. Как следствие, во многих европейских странах применение в торговле такого безмена было запрещено законом (впервые – в Британии 12 в.). В России запрет был введён в 1797 г. с формулировкой «по способности его к обману» (ПСЗРИ. 1830. С. 592). Впрочем, закон порой игнорировался, и безмен активно использовался скупщиками и торговцами мелочным товаром, звавшихся поэтому «безменниками». В крестьянском фольклоре также отразилось недоверие к измерительным способностям безмена: «Кто не имеет ни головы, ни рук, ни ног, а везде ходит и всех обманывает?» (Загадки русского народа ... 1876. С. 55). Другие поговорки и загадки, однако, свидетельствуют о доверии к нему: безмен «не попова душа – не обманет» (Даль. 1903. Т. 1. С. 163), «не крещён, не рождён, а правдой живёт» (Загадки русского народа... 1876. № 455. С. 55).
В южных губерниях Европейской части России крестьяне задействовали безмен в ритуальном обходе домов с целью проверки трудолюбия. В Орловской губернии ряженые мужчины и женщины начинали обход домов ночью накануне Рождества. Заходя внутрь, они требовали у женщин и девушек показать пряжу и взвешивали её на безмене, чтобы узнать, кто сколько успел напрясть за осень. Мужчины и парни отчитывались сплетёнными лаптями. Тех, кто мало работал, в наказание щекотали (Громыко. 1991. С. 357). В Рязанской губернии ряженый персонаж Коляда не только взвешивал пряжу безменом, но мог и ударить им провинившегося (Тульцева. 2001. С. 36).
Безмен, наряду с дубинкой, фигурирует как средство наказания неверной жены и её любовника в сатирических сказках. В качестве оружия безмен использовался и в жизни. Крестьяне говорили: «Коли безмен есть под рукою, так и ка(о)лдая не надо» (калдай – кистень) (Даль. 1905. Т. 2. С. 188). В такой роли безмен мог выступать, например, в традиционных святочных и масленичных боях между соседними селениями (Каменский. 1932. С. 131).
В 19–20 вв. «русские» безмены в сельской местности начали вытесняться «римскими» безменами разных типов, а также пружинными весами и постепенно выходить из употребления. Тем не менее крестьяне и колхозники продолжали регулярно пользоваться «русскими» безменами примерно до середины 20 в., в отдельных случаях – вплоть до конца 20 в., что объясняется их простотой и долговечностью.
Во 2-й половине 20 – начале 21 в. словом «безмен» часто обозначают любые ручные весы (рычажные, пружинные и электронные) с крюком или петлёй.