Безмен
Безме́н (русский безмен, скандинавский безмен), инструмент для измерения веса, тип неравноплечных ручных весов, представляющий собой деревянный или металлический стержень, на одном конце которого находится противовес, а на другом – крючок, чашка или платформа для груза. Вдоль стержня располагается шкала измерений; по ней перемещается в поисках точки равновесия верёвочная, кожаная или металлическая петля, верхний конец которой держится рукой.
Этот тип весов появился не позднее середины 1-го тыс. до н. э. в Средиземноморье [хотя Л. Вулли интерпретировал как деталь безмена находку бронзового прута с одним загнутым концом и расширением на другом конце из Дикдикки близ Ура (1-я половина 2-го тыс. до н. э.)]. Упоминается в сочинениях Аристофана «Мир», «Лягушки», написанных в последней четверти 5 в. до н. э. Механизм неравноплечного рычага описывается также в «Механических проблемах» Псевдо-Аристотеля (вероятно, 3–2 вв. до н. э.) и др. Не позднее 4–2 вв. до н. э. аналогичные безмену весы, вероятно, самостоятельно были изобретены в Древней Индии и Древнем Китае и позже распространились по всей Азии (Needham. 1962. P. 24–27; Kisch. 1965. P. 58). В середине 1-го тыс. до н. э. в Древнем Риме появился также более сложный, «римский» безмен с постоянной точкой опоры и передвижной гирей. В дальнейшем он получил широкое распространение в Средиземноморье и Европе.
Простой безмен с переменной точкой опоры появился в Северной Европе примерно в 8–11 вв. («эпоха викингов»), на территории Древнерусского государства – около 11 в. До 20 в. такой безмен был широко распространён прежде всего в Скандинавии и России, поэтому известен как «скандинавский» или «русский» безмен (Büttner. 2018. P. 82).
По материалам 18–20 вв. «русские» безмены можно разделить на деревянные, металлические и металлодеревянные. Деревянные изготовлялись часто из ствола дерева с капом в роли противовеса. Шкалу измерений в фунтах (0,410 кг) отмечали ряды вбитых маленьких гвоздей или насечек. На металлических (железных, реже бронзовых) безменах точки, показывающие вес, наносились чеканкой. В случае металлодеревянных безменов на деревянную основу надевался бронзовый чехол (на него потом наносилась шкала); с противоположной стороны крепился металлический противовес. Длина ручного безмена значительно варьировалась, но обычно не превышала одного аршина (71 см) (Жуков. 2010. С. 56).
Взвешивание безменом. Провинция Исфахан, Иран (Персия). Начало 20 в.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.В повседневной жизни крестьяне взвешивали безменом мясо, рыбу, хлеб, грибы, ягоды, масло, овощи, пряжу, шерсть и др. В отсутствие безмена в качестве спорадических весов могли использовать аналогичные по форме предметы – топоры, поварёшки, ложки, мутовки, колотовки и др. С их помощью можно было взвесить и дать в долг определённое количество муки, сахара и др.; с помощью зарубки, отмечающей точку равновесия, отмечался нужный вес (Петряшин. 2019. С. 25). Такие предметы могли называться «вдовьим безменом».
Безмен по причине использования принципа рычага и переменной точки опоры при измерении большого веса резко теряет в точности. Как следствие, во многих европейских странах применение в торговле такого безмена было запрещено законом (впервые – в Британии 12 в.). В России запрет был введён в 1797 г. с формулировкой «по способности его к обману» (ПСЗРИ. 1830. С. 592). Впрочем, закон порой игнорировался, и безмен активно использовался скупщиками и торговцами мелочным товаром, звавшихся поэтому «безменниками». В крестьянском фольклоре также отразилось недоверие к измерительным способностям безмена: «Кто не имеет ни головы, ни рук, ни ног, а везде ходит и всех обманывает?» (Загадки русского народа ... 1876. С. 55). Другие поговорки и загадки, однако, свидетельствуют о доверии к нему: безмен «не попова душа – не обманет» (Даль. 1903. Т. 1. С. 163), «не крещён, не рождён, а правдой живёт» (Загадки русского народа... 1876. № 455. С. 55).
В южных губерниях Европейской части России крестьяне задействовали безмен в ритуальном обходе домов с целью проверки трудолюбия. В Орловской губернии ряженые мужчины и женщины начинали обход домов ночью накануне Рождества. Заходя внутрь, они требовали у женщин и девушек показать пряжу и взвешивали её на безмене, чтобы узнать, кто сколько успел напрясть за осень. Мужчины и парни отчитывались сплетёнными лаптями. Тех, кто мало работал, в наказание щекотали (Громыко. 1991. С. 357). В Рязанской губернии ряженый персонаж Коляда не только взвешивал пряжу безменом, но мог и ударить им провинившегося (Тульцева. 2001. С. 36).
Безмен, наряду с дубинкой, фигурирует как средство наказания неверной жены и её любовника в сатирических сказках. В качестве оружия безмен использовался и в жизни. Крестьяне говорили: «Коли безмен есть под рукою, так и ка(о)лдая не надо» (калдай – кистень) (Даль. 1905. Т. 2. С. 188). В такой роли безмен мог выступать, например, в традиционных святочных и масленичных боях между соседними селениями (Каменский. 1932. С. 131).
В 19–20 вв. «русские» безмены в сельской местности начали вытесняться «римскими» безменами разных типов, а также пружинными весами и постепенно выходить из употребления. Тем не менее крестьяне и колхозники продолжали регулярно пользоваться «русскими» безменами примерно до середины 20 в., в отдельных случаях – вплоть до конца 20 в., что объясняется их простотой и долговечностью.
Во 2-й половине 20 – начале 21 в. словом «безмен» часто обозначают любые ручные весы (рычажные, пружинные и электронные) с крюком или петлёй.