Барселонский консенсус
Барсело́нский консе́нсус, концепция развития отдельных стран и мировой экономики в целом, представляющая собой анализ опыта реализации Вашингтонского консенсуса, с одной стороны, и осознания глобальной проблематики, с другой. Барселонский консенсус стал итогом международного проекта Всемирного банка «Пересмотр Вашингтонского консенсуса. На пути к новым правилам глобального регулирования».
В ходе этого проекта прошёл ряд семинаров, на которых выступили руководители государств и правительств стран, проводивших в 1980–1990-х гг. экономические реформы на основе рекомендаций Вашингтонского консенсуса, а также представители международных организаций и научного сообщества.
На основании изучения результатов реформ 1980–1990 гг. и произошедших изменений в мировой экономике, в итоговом документе «Барселонская повестка дня по вопросам развития» (2004), подписанном крупнейшими экономистами, принадлежавшими к различным школам экономической мысли, были сформулированы проблемы (высокая неопределённость на финансовых рынках; отсутствие стабильного экономического роста; усиление социально-экономического неравенства) и обнадёживающие тенденции (укрепление гарантий прав человека; улучшение условий жизни людей; общее понимание роли макроэкономической стабильности как необходимого условия политики развития и экономического роста), а также предложены приоритеты для дальнейших реформ.
В отличие от Вашингтонского консенсуса в Барселонском консенсусе, наряду с проблемами макроэкономической стабилизации, большее внимание было уделено роли институциональной среды, необходимости создания более справедливого мирового финансового и торгового порядка, а также проблемам экологии.
В рамках данной концепции важнейшее значение имеет признание альтернативности преобразований: устойчивый рост не может быть гарантирован единым для всех комплексом мер. Идеология Барселонского консенсуса состоит в том, что нельзя дать универсальный ответ на все вопросы: политика должна учитывать конкретные условия. Необходимо гибкое реагирование на изменяющийся контекст мерами как макро-, так и микроэкономической политики с опорой на уникальное наследие конкретного государства и эксперимент.