Хюльзенбек Рихард
Хю́льзенбек Ри́хард (Карл Вильгельм Рихард Хюльзенбек, нем. Carl Wilhelm Richard Hülsenbeck; Чарлз Ричард Халбек, англ. Charles Richard Hulbeck) (23.4.1892, Франкенау, Гессен-Нассау, ныне земля Гессен, Германия – 20.4.1974, Муральто, кантон Тичино, Швейцария), немецкий писатель.
Родился в семье аптекаря, детские годы провёл в Бохуме и Дортмунде. В 1902–1908 гг. учился в классической гимназии в Бохуме, затем в Бургштайнфурте под Мюнстером (ныне в черте Штайнфурта). После получения аттестата зрелости в 1911 г. изучал медицину, германистику, историю искусств и философию в университетах Мюнхена, Парижа, Цюриха, Грайфсвальда и Берлина. В 1913 г. появились первые публикации очерков и стихотворений в журналах Blätter für Bildung und Kultur («Листки образования и культуры») и Revolution («Революция»), c 1914 г. печатался в экспрессионистском журнале Die Aktion («Действие»). В 1915–1917 гг. жил в Цюрихе, после чего вернулся в Германию и завершил медицинское образование в Берлине (1920).
С 1924 г. много путешествовал, посетил в качестве судового врача и журналиста страны Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В 1936 г. эмигрировал из нацистской Германии в США. Обосновался в Нью-Йорке, работал психиатром и психоаналитиком. В 1939 г. изменил имя и фамилию на Чарлз Р. Халбек. С 1962 г. член-корреспондент Свободной академии искусств (Гамбург). C 1967 г. член Немецкой академии языка и поэзии. В 1970 г. вернулся в Европу, поселился в кантоне Тичино (Швейцария).
Представитель дадаизма. В 1916 г. вместе с Х. Арпом, Х. Баллем и Т. Тцара вошёл в ядро группы деятелей искусства при цюрихском «Кабаре Вольтер». Сочинял стихотворения для исполнения со сцены кабаре, которые составили поэтические сборники «Шалабен, шалабен, шаламецомай» («Schalaben, Schalaben, Schalamezomai», 1916) и «Фантастические молитвы» («Phantastische Gebete», 1916). Произведения написаны свободным стихом, их синтаксические и семантические структуры распадаются, уступая место ономатопее и акустическому стиху. В текст, отмеченный нигилистическим отношением к западной рациональности, вплетены насмешливые выпады против церкви, армии и буржуазии. Публикации отражали художественные связи внутри дадаизма: первое издание «Фантастических молитв», включающее в себя 13 стихотворений, проиллюстрировал ксилографиями в русле абстракционизма Х. Арп. Второе издание (1920), дополненное 11 берлинскими текстами, снабжено сатирическими рисунками Г. Гросса. Ретроспективно-документальное третье издание (Цюрих, 1960) расширено за счёт включения текстов 1910-х гг. и позднейших воспоминаний Хюльзенбека.
В 1918 г. совместно с Р. Хаусманом открыл берлинский «Клуб Дада». В 1917–1920 гг. Р. Хюльзенбек выступил с рядом программных деклараций, среди которых статья «Новый человек» («Der neue Mensch», 1917) и «Дадаистский манифест» («Dadaistisches Manifest», 1918, русский перевод 1986). Противопоставлял дадаизм экспрессионизму и футуризму, которые, по мнению писателя, были чрезмерно заняты эстетикой и потому далеки от жизни. Составленный Р. Хюльзенбеком «Альманах дада» («Dada Almanach», 1920, русский перевод 2000) объединил произведения и манифесты европейских дадаистов. Подвёл итоги дадаистского движения в книгах воспоминаний и документов «Рождение дада» («Die Geburt des Dada», 1957, совместно с Х. Арпом и Т. Тцара), «С остроумием, светом и смекалкой. По следам дадаизма» («Mit Witz, Licht und Grütze. Auf den Spuren des Dadaismus», 1957), «Дада. Литературные документы» («Dada. Eine literarische Dokumentation», 1964).
Как автор художественной прозы Р. Хюльзенбек дебютировал новеллами «Ацтеки, или Тир» («Azteken oder Die Knallbude», 1918) и «Превращения» («Verwandlungen», 1918). В последней пародировались духовные поиски Заратустры из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1884–1885). Сатирический роман «Доктор Биллиг на пределе» («Dr. Billig am Ende», 1921) в дадаистском ключе запечатлел гротескно-карикатурные картины социальной сумятицы, царившей в Берлине времён Первой мировой войны 1914–1918 гг. Наибольшую известность получил роман «Китай пожирает людей» («China frißt Menschen», 1930), европейские герои которого переживают кризис идентичности в гуще событий Гражданской войны в Китае 1927–1937 гг. Роман «Солнце Блэк-Пойнта» («Die Sonne von Black-Point», 1933–1934) создан после путешествия Р. Хюльзенбека в Вест-Индию и повествует о любовной истории дочери немецкого колониста, пытающейся отыскать своё счастье и свободу в экзотическом мире тропиков.
Автор путевых очерков «На горизонте Африка. Путевые заметки о чужих странах и искателях приключений» («Afrika in Sicht. Ein Reisebericht über fremde Länder und abenteuerliche Menschen», 1928), «Прыжок на Восток. Заметки о плавании на грузовом пароходе в Японию, Китай и Индию» («Der Sprung nach Osten. Bericht einer Frachtdampferfahrt nach Japan, China und Indien», 1928). Также написал ряд работ по психоанализу, составивших сборник «Сексуальность и личность. Значение и развитие методов психотерапии. Опыт исторического изложения» («Sexualität und Persönlichkeit. Bedeutung und Entwicklung mentaler Heilmethoden. Versuch einer historischen Darstellung», 1959).