«Независимая группа»
«Независимая группа». У истоков британского поп-арта стояло несколько молодых художников и архитекторов, которые образовали в начале 1952 г. в Лондоне на базе Института современного искусства (ICA) «Независимую группу» (Independent Group). Туда вошли художники Э. Паолоцци, Р. Гамильтон, Дж. Макхейл, фотограф Н. Хендерсон, архитектурный критик Р. Бенем, художественный критик Л. Аллоуэй, скульптор У. Тёрнбулл, позже к ним присоединились архитекторы П. и Э. Смитсон и др. Из-за возраста участников их первоначально называли «Молодая группа» (Young Group), и только с ноября 1952 г. стало употребляться её окончательное название.
На первом собрании в апреле 1952 г. Паолоцци показывал с помощью проектора-эпидиаскопа американскую рекламу (предположительно, в форме коллажей из его серии «Bunk», 1947–1952. Stonard J.-P. The «Bunk» collages of Eduardo Paolozzi // The Burlington magazine. 2008. Vol. 150, № 1261. P. 240). Это отразило позицию группы в художественных вопросах – антиакадемическую и антииерархическую. Члены «Независимой группы» использовали и трансформировали методы довоенных течений (сюрреализм, дадаизм, абстракционизм) и исследовали влияние массовой культуры на искусство. Их интересовал художественный потенциал «найденных объектов» и «найденных образов», «низкие» жанры (реклама, таблоиды, киноафиши), наивные формы искусства (детское творчество, первобытное искусство), а также абстрактный экспрессионизм, архитектура модернизма, современные достижения техники, голливудские фильмы. Для работ участников особенно важным был приём коллажа.
Многие члены группы участвовали в мероприятиях ICA и их организации. Например, Гамильтон выполнил дизайн каталога к выставке «Джеймс Джойс. Жизнь и творчество» («James Joyce. His life and work», 1950); Гамильтон, Паолоцци и Тёрнбулл показали свои работы на выставке «1950. Аспекты британского искусства», «1950. Aspects of British art»); т. о. как объединение они проводили в этом институте и свои публичные лекции и дискуссии, устраивали собственные выставки.
Важными для «Независимой группы» экспозициями, после которых о ней заговорили как о ключевом явлении художественной жизни Великобритании, стали «Параллель искусства и жизни» в ICA («Parallel of art and life», 1953; 122 фотографических изображения разных сюжетов разных типов, включая рентгенограммы и аэрофотосъёмку с короткой выдержкой) и «Это – завтра» в лондонской галерее Уайтчепел («This is tomorrow», 1956), в рамках которой Р. Гамильтон представил свой коллаж «Так что же делает современные дома столь необычными, столь привлекательными?», программное произведение британского поп-арта.
Последнее собрание группы состоялось в 1955 г.