Арбан Жан-Батист
Арба́н Жан-Бати́ст, Жозеф Жан-Батист Лоран Арбан (Joseph Jean-Baptiste Laurent Arban) (28.2.1825, Лион – 8.4.1889, Париж), французский корнетист, композитор, педагог.
Родился в многодетной семье; отец – Симон Арбан, ремесленник. В 1841–1845 гг. учился в Парижской консерватории (класс трубы Ф. Доверне), участвовал в организуемых здесь конкурсах (2-е место, 1844; 1-е место, 1845). В годы учения начал гастролировать (трижды посетил Лондон). В 1840–1850-х гг. находился на военной службе, с 1846 г. концертировал как корнетист, с 1856 г. дирижировал салонными и оперными оркестрами (в том числе оркестром Парижской оперы).
Неоднократно гастролировал за рубежом (до 1880), выступал в концертах в Санкт-Петербурге, Павловске (1873–1876).
Сотрудничал с производителями медных духовых инструментов (А. Куртуа, Л. Буве и др.), работал над механизмом корнетов для улучшения интонации (в том числе участвовал в создании компенсационных систем). С середины 1840-х гг. общался с А. Саксом, пропагандировал его музыкальные инструменты, в 1848 г. впервые продемонстрировал модифицированный Саксом корнет с компенсационной системой.
С 1857 г. преподавал игру на саксгорне в Военной школе в Париже. Профессор Парижской консерватории (1869–1874, 1880–1889), инициатор создания класса корнета (1869). В 1864 г. опубликовал «Полную школу для корнет-а-пистона и саксгорна» («Grande Méthode Complète de Cornet à piston et de Saxhorn») – учебное пособие, поныне пользующееся популярностью среди исполнителей на медных духовых инструментах.
Арбан – один из первых значительных корнетистов; его исполнение отличали виртуозность и мастерское звуковедение. Искусство Арбана вызвало рост интереса слушателей и композиторов к трубе и корнету, опровергло представление о «неповоротливости» медных духовых инструментов. Критики называли Арбана Вьётаном трубы, имея в виду А. Вьётана («Le Vieuxtemps de la trompette»; цит. по: Dumoulin. 2007. P. 258), отмечали его превосходную кантилену и прекрасное владение двойной и тройной атакой.
Автор произведений для корнета, в числе которых значительное место занимают фантазии на темы из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Д.-Ф.-Э. Обера. Наибольшую известность приобрела «Фантазия и вариации на тему "Венецианского карнавала"» («Fantaisie et variations sur "Le carnaval de Venise"», 1861; в основе – мелодия неаполитанской песни «O mamma, mamma cara», использованная Н. Паганини в вариациях «Венецианский карнавал», «Il carnevale di Venezia», 1829) – неотъемлемая часть виртуозного репертуара трубачей и корнетистов, одно из самых сложных для исполнителей сочинений (в дальнейшем были сделаны многие переложения для разных инструментов).
Брат – Франсиск Арбан (1815–1849), воздухоплаватель, в 1849 г. впервые в истории пересёк Альпы на воздушном шаре; пропал без вести над Средиземным морем.