Антоний Сурожский
Анто́ний Су́рожский (в миру Андрей Борисович Блум) (19.6.1914, Лозанна, Швейцария – 4.8.2003, Лондон, Великобритания), митрополит Сурожский, церковный деятель русского зарубежья 2-й половины 20 в., епископ Русской православной церкви Московского патриархата в Великобритании, проповедник, духовный наставник, богослов. Сын российского дипломата, с детства оказавшийся в эмиграции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета (Сорбонны; 1939), был практикующим врачом. Участвовал во Второй мировой войне 1939–1945 гг. и французском Сопротивлении. В юности испытал религиозное обращение, в 1939 г. тайно принял монашество с именем Антоний, будучи прихожанином парижской церковной общины в московской юрисдикции. С 1948 г. священник и духовный наставник православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия в Лондоне, с 1950 г. настоятель прихода РПЦ в Лондоне. С 1957 г. епископ Сергиевский, с 1962 г. архиепископ Сурожский (с 1966 митрополит). В 1966–1974 гг. экзарх патриарха Московского в Западной Европе.
Свободно владея 4 европейскими языками – русским, французским, английским и немецким, Антоний получил известность в христианском мире как проповедник, выступая в церквях и в различных христианских общинах, в монастырях и богословских учебных заведениях, в университетах, на экуменических собраниях, по радио – прежде всего в Великобритании, но также и в других странах. Выступления Антония, как правило, переходили в беседу со слушателями, что превращало их в живой разговор о самых острых и насущных проблемах, которые волновали христиан в 20 в. Антоний обладал даром убедительно передавать свой личный, а также общецерковный религиозный опыт современникам, к какой бы культуре они ни принадлежали. За годы служения Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленных эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию в составе Московского патриархата.
Основная тема богословия Антония – встреча человека с Богом, происходящая в условиях этого мира, а также встреча человека с человеком в незримом присутствии Бога. Антоний делает особый акцент на солидарности Бога с человеком, которая проявилась в земном служении и смерти Богочеловека Иисуса Христа, на уязвимости не только человека, но и Бога: на кресте Христос испытал полную меру богооставленности. Антоний подчёркивает, что основание христианской надежды не только в том, что человек верит в Бога, но и в убеждённости, что Бог верит в человека и ожидает от него свободного отклика на свой призыв к примирению и общению. По словам Антония, «мы должны быть уязвимы до предела естественных сил и до конца гибки в руке Божией. События нашей жизни, если мы их примем как дар Божий, предоставят нам в каждый миг возможность творческого делания: быть христианином» (Антоний, митр. Сурожский. Мужество молиться // Антоний, митр. Сурожский. Труды. – Москва : Практика, 2002. – С. 879). Богословие встречи Антония вписывается в более широкое понятие богословия общения, развиваемое некоторыми христианскими мыслителями 20 в., в числе которых митрополит Иоанн (Зизиулас), Ж.-Л. Марион, С. С. Аверинцев.
Всю свою жизнь – в качестве мирянина, а затем священника и епископа – Антоний сохранял верность РПЦ Московского патриархата, тем самым проявляя солидарность с Церковью на родине в эпоху антирелигиозных преследований и ограничений религиозной жизни. Это позволило ему выполнять посредническую роль во взаимоотношениях РПЦ с западными христианами, быть равноправным участником в некоторых церковных мероприятиях в СССР (соборы, конференции и пр.), а также в экуменических форумах (в том числе в межконфессиональных богословских диалогах) в качестве одного из представителей Московского патриархата. С начала 1960-х гг. Антоний неоднократно приезжал в Россию, где встречался с церковным руководством, совершал богослужения, проповедовал в храмах, выступал перед учащимися духовных школ, а также проводил беседы с группами верующих в частных домах. Немалое значение в России имели и регулярные выступления Антония в религиозных передачах Русской службы Би-би-си.
В эпоху «холодной войны» публичное положение Антония воспринималось как двойственное: с одной стороны – «белоэмигрант», а с другой – священнослужитель «подсоветской» Церкви. Сам Антоний не считал это противоречием, т. к. выступал прежде всего как служитель Русской церкви, ощущая себя причастным именно к русской православной традиции и культуре, помимо политических и иных разделений. В то же время в силу жизненных обстоятельств ему были доступны и другие христианские и культурные источники, так что несомненная православная (и даже русская православная) идентичность Антония сочеталась в нём с открытостью и восприимчивостью к иным интеллектуальным, литературно-художественным и духовным традициям, ссылки на которые присутствуют в его текстах. При этом Антоний не был политически или идеологически ангажирован, т. е. не занимал ни просоветскую, ни антисоветскую позицию, стараясь прежде всего служить делу евангельской проповеди в любых обстоятельствах, в которых он оказывался: в среде «советских» людей, английских докеров, университетских студентов и даже хиппи. Относительно своей проповеди Антоний говорил, что всегда проповедует не «православие», а Евангелие, хотя и с православной точки зрения.
Практически весь корпус опубликованных текстов Антония на русском языке (общий тираж соответствующих публикаций превышает 1 млн экз.) – это расшифрованные записи устной речи, которые включают как произнесённое по-русски, так и переводы с других языков, прежде всего с английского. В России тексты его проповедей, выступлений и бесед сначала распространялись в магнитофонных записях и машинописных копиях, а с начала 1990-х гг. широко издавались отдельными книгами, сборниками, брошюрами и неоднократно переиздавались. Книги Антония также постоянно переиздаются на английском и переведены на многие языки. Признанием вклада Антония в христианскую проповедь, а также в богословское осмысление Священного Писания, вероучения, вопросов нравственной и духовной жизни стало присуждение ему почётных докторских степеней Абердинского (1973) и Кембриджского (1996) университетов, Московской (1983) и Киевской (1999) православных духовных академий.
Будучи в прошлом практикующим врачом, Антоний также был вовлечён в жизнь медицинского сообщества Великобритании: выступал по проблемам страдания, старения и смерти, участвовал в создании первого английского хосписа и в работе лондонской группы по медицинской этике.
Московский фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» занимается сбором архива Антония, курированием издания и переводов его текстов, а также регулярно проводит конференции (с 2007), семинары и иные публичные мероприятия, посвящённые осмыслению его наследия.