Английская гитара на волне моды
Английская гитара на волне моды. Струнные щипковые инструменты в Европе часто завоёвывали признание в самых разных социальных слоях. Свои десятилетия славы пережила и английская гитара, собственно гитарой не являющаяся, но соединившая в себе многие черты предшествовавших ей щипковых инструментов. Широкая мода на английскую гитару во 2-й половине 18 в. была обусловлена несколькими факторами, причём «включались» они не одновременно. Одним из таких факторов стала конъюнктура и, как сказали бы в 21 в., менеджмент.
Скромные размеры инструмента – немаловажное качество для завоевания широкой аудитории. Известный британский органолог Ф. У. Галпин упоминает, что английские гитары наименьшего размера позволяли молодым леди в возрасте от 7 лет «управляться с инструментом», а чуть большего размера подходили детям постарше (Galpin F. W. Old English instruments of music. London, 1910. P. 82).
Между английской гитарой и другими распространёнными тогда инструментами (прежде всего клавесинами и спинетами) существовала настоящая конкуренция. Дамы сбывали свои клавишные инструменты на аукционах за треть цены. Серьёзно занижать цены пришлось и мастерам. Один из известнейших английских клавесинных мастеров Дж. Кёркман предпринял интересный «маркетинговый ход»: скупив некоторое количество дешёвых английских гитар, он подарил их продавщицам магазинов дамских головных уборов и исполнителям уличных баллад, при этом он научил их сопровождать пение несколькими несложными аккордами. Таким образом Кёркман, представив английскую гитару вульгарной, дискредитировал инструмент в глазах людей более высокого общественного положения. Впрочем, и эта акция не смогла остановить повальное увлечение английской гитарой, чему способствовал ряд патентованных новшеств – начиная с механизма настройки мастера Дж. Престона и заканчивая вариантами «клавишного управления», облегчающего освоение инструмента любому желающему.
Некоторые коммерсанты того времени, например фирма Longman & Broderip, приняли решение продавать одновременно клавесины и английские гитары. Причём для привлечения клиентов стали использовать богатую отделку и, в частности, по желанию заказчика украшать розетку английской гитары резьбой с монограммой будущего владельца.
Именно такой инструмент (наряду с клавесином этой же фирмы), снабжённый и механизмом настройки Престона, и «клавишным управлением» К. Клауса, на волне моды пересёк Атлантику и был подарен Дж. Вашингтоном приёмной внучке Нелли Кастис (Kirk E. K. Musical highlights from the White House. Malabar, 1992. P. 35).