Линтон Ральф
Ли́нтон Ральф (Ralph Linton) (27.2.1893, Филадельфия – 24.12.1953, Нью-Хейвен), американский антрополог, член Национальной академии наук США (1945). Из семьи квакеров. Окончил университет Пенсильвании (1916). С 1912 г. участвовал в археологических раскопках в США и Гватемале, в том числе исследовал Хоупвелл (1924). В 1922–1928 гг. куратор-ассистент по этнологии в Музее естественной истории в Чикаго. Предпринял этнографические экспедиции на Маркизские острова (1920–1922), Мадагаскар (1925–1927) и в Южную Африку (1928). В 1928–1937 гг. профессор антропологии на факультете социологии университета Висконсина, продолжал археологические и антропологические исследования в США. В 1937–1943 гг. профессор антропологии Колумбийского университета (с 1939 заведующий кафедрой). Главный редактор журнала American Anthropologist (1939–1944). Во 2-ю мировую войну воевал во Франции, после ранения преподавал в Колумбийской школе военного управления и администрации. С 1946 г. профессор антропологии Йельского университета. Вместе с А. Кардинером вёл семинар в Психоаналитическом институте в Нью-Йорке. Президент Американской антропологической ассоциации (1946), почётный член Королевского антропологического института (Великобритания).
Линтон близок к психологическому направлению в антропологии США. В своей первой фундаментальной работе «Изучение человека» (1936) под влиянием встреч с А. Р. Рэдклифф-Брауном он использует определение понятия «культура» как совокупности форм поведения, разделяемых в данной общности и усваиваемых посредством обучения. Стремился к синтезу антропологии, психологии и социологии. Разработал концепцию статуса (как места индивида в социальной структуре, характеризующегося совокупностью определённых прав и обязанностей) и социальной роли (как «динамического аспекта» статуса), впоследствии существенно повлиявшую на американскую социологию. Предложил, в частности, подразделить социальные роли на два типа: «актуальные» (фактически выполняемые) и «идеальные» (нормативные культурные модели, на которые должно быть ориентировано поведение людей). В сотрудничестве с Р. Редфилдом и М. Херсковицем изучал проблемы аккультурации. Совместно с А. Кардинером разработал концепцию «основной (базисной) личностной структуры» («Индивид и его общество», 1939), впоследствии дополнив её концепцией «статусной личности» как совокупности стандартизированных ролей, культурно закреплённых в обществе за данным статусом («Культурные основания личности», 1945). В последних работах – «Древо культуры» (опубликована в 1955) и «Культура и психические нарушения» (опубликована в 1956) – рассматривались проблемы, связанные с универсальными, общими для всех культур, ценностями, биологическими основами культурного поведения, отклонениями от «базисного типа» личности.