Анна Ахматова в изобразительном искусстве
Анна Ахматова в изобразительном искусстве. В 1910 г. А. А. Ахматова познакомилась в парижском кафе «Ротонда» с А. Модильяни, который создал графическую серию её портретов (многие по памяти), часто обнажённой, в облике египетских цариц. Общение с художником она описала в воспоминаниях «Амадео Модильяни» (1964).
Позднее в Санкт-Петербурге Ахматова стала моделью многих мастеров (С. А. Сорина, Д. Д. Бушена, С. Ю. Судейкина, А. А. Экстер), с которыми знакомилась в «башне» В. И. Иванова, кафе «Бродячая собака», редакции журнала «Аполлон». Её портретировали в разных стилях: А. М. Зельманова-Чудовская в духе фовизма (1913, Ахматова изображена в узкой «хромающей» юбке от П. Пуаре), О. Л. Делла-Вос-Кардовская с элементами модерна и символизма (1914, масло, Третьяковская галерея), Н. И. Альтман в духе авангарда с элементами кубизма (1915, масло, Русский музей). Она представлена в шаржах Д. Н. Кардовского («Ахматова и продавец газет», 1914, РГАЛИ) и Альтмана («Моление», «Альтман, пишущий Ахматову», 1915, Музей Анны Ахматовой).
С 1916 г. преобладали графические портреты. В повороте головы Ахматову в тёмном платье изобразил Ю. П. Анненков (тушь, Всероссийский музей А. С. Пушкина; гуашь, частное собрание; оба 1921), радостно глядящей на зрителя – З. Е. Серебрякова (1922, пастель, Музей Анны Ахматовой), задумчивой – Л. А. Бруни (1922, акварель, Литературный музей), трагичной на фоне профиля Н. С. Гумилёва – Т. М. Скворикова (1926, офорт, Музей Анны Ахматовой), отстранённой – Г. С. Верейский (1929, два рисунка в Литературном музее), в виде древнегреческого персонажа – Н. И. Коган (1930-е гг., силуэты в Литературном музее), с гордой осанкой – В. А. Фаворский (1956, ксилография).
В профильных портретах (любимый ракурс Ахматовой) в подражание портрету Данте работы С. Боттичелли неизбежно подчёркивалась горбинка носа: силуэты Е. С. Кругликовой (1916, Всероссийский музей А. С. Пушкина), Е. Д. Белухи (1925), Э. Ф. Голлербаха, В. В. Хлебниковой (оба 1930) и С. Б. Рудакова (1936, Музей Анны Ахматовой), рисунки тушью М. М. Синяковой-Уречиной (1920, Институт русской литературы) и Е. Я. Данько (1923), ламповой копотью (1928, Русский музей и частное собрание) и акварелью (1928, Третьяковская галерея) Н. А. Тырсы, ламповой копотью К. С. Петрова-Водкина (1928; в Музее Анны Ахматовой и Третьяковской галерее), шаржи В. А. Милашевского (1922) и А. А. Антоновской (1930, оба в РГАЛИ), созданные в Ташкенте рисунки А. Г. Тышлера (1943, РГАЛИ), рисунки Б. В. Ардова и Т. Н. Жирмунской (начало 1960-х гг.), литографии М. В. Лянглебена, Л. Н. Сморгона (обе 1964), А. В. Любимовой и Г. М. Неменовой (1960-е гг.).
Среди живописных портретов – работы К. С. Петрова-Водкина (1922, Русский музей), В. П. Белкина (1922–1924, переписывался в 1932 и 1940–1941, Русский музей), Т. Н. Глебовой (1930-е гг., Музей Анны Ахматовой), А. А. Осмёркина (1939–1940, Литературный музей), М. С. Сарьяна (1946, Дом-музей М. Сарьяна, Ереван), А. В. Баталова (1952, частное собрание), А. С. Шервинской (1952 и 1958, Музей Анны Ахматовой), А. В. Любимовой (1965, Институт русской литературы). Мозаичное панно «Сострадание» с фигурой Ахматовой создано Б. В. фон Анрепом (1952, Национальная галерея, Лондон).
Среди скульптурных портретов наиболее ранние – камеи, бюст и фарфоровые статуэтки Н. Я. Данько (1924–1927). Среди поздних прижизненных – бронзовый бюст В. П. Астапова (1963, частное собрание), гипсовый И. Л. Слонима (1964, Тверской объединённый музей). С 1989 г. устанавливаются памятники: в Санкт-Петербурге – на улице Восстания (1991), напротив изолятора «Кресты» (2006); в Москве (2000), Бежецке (2003; вместе с Н. С. Гумилёвым и Л. Н. Гумилёвым), Киеве (2017) и др.
Известно три автопортрета (карандаш и пластилин, оба – 1926, Музей Анны Ахматовой; пластилин, частное собрание). В 1965 г. поэтесса составила список своих портретов (РГАЛИ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 115. Л. 8об.–9об.).
Многие фотографы запечатлели Ахматову (М. С. Наппельбаум, 1922; Г. К. Кириллов, 1924, изображена вместе с О. А. Глебовой-Судейкиной; В. В. Виноградов, 1940; В. Г. Федосеев, 1956; Е. П. Ряпасов, 1960; А. В. Фирсов, 1964). Редкие фотопортреты созданы Н. Н. Пуниным (1925), Л. В. Горнунгом (1936).