«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
«Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за Кузнецо́в», тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), крупнейший надводный корабль в составе отечественного Военно-Морского Флота (ВМФ). ТАВКР является единственным представителем класса авианесущих кораблей проекта 1143.5 – «настоящим авианосцем», который использует летательные аппараты классической схемы – со взлётом с носового трамплина и посадкой на аэрофинишёры. Предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок противника, нанесения авиационных и ракетных ударов по наземным объектам, обеспечения боевой устойчивости группировок корабельных сил и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в удалённых морских (океанских) районах, на маршрутах их развёртывания и боевого патрулирования, для обеспечения высадки морских десантов и ведения ими боевых действий на берегу, решения других задач.
Проектант корабля – Невское проектно-конструкторское бюро в Ленинграде (ныне АО «Невское ПКБ», Санкт-Петербург). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1978 г. о продолжении строительства ТАВКР проекта 1143 (по которому уже строилось 4 корпуса) главным конструктором доработанного эскизного проекта 1143.5 стал представитель Невского ПКБ О. П. Ефимов. В последующем главными конструкторами корабля были А. Б. Морин (1979), В. Ф. Аникиев (1979–1986), П. А. Соколов (1986–1989), Л. В. Белов (1989–1990).
Строительство корабля осуществлялось на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаев с 1982 по 1990 гг. При проектировании он был назван «Советский Союз», однако 1 сентября 1982 г., во время закладки корпуса, корабль получил новое название – «Рига». В феврале 1983 г. состоялась его перезакладка с новым наименованием «Леонид Брежнев». После спуска на воду в декабре 1985 г. корабль проходил достройку и испытания, причём с августа 1987 г. по октябрь 1990 г. – под именем «Тбилиси». В состав ВМФ СССР он вошёл после завершения государственных испытаний 25 декабря 1990 г. как «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов». Это имя он получил в честь прославленного флотоводца Н. Г. Кузнецова.
Отдельные испытания корабля длились долго, вплоть до 1995 г. Но прежде чем завершилась его постройка, 21 октября 1989 г. его вывели в море на лётно-конструкторские испытания самолётов корабельного базирования МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ, чтобы убедиться в готовности крейсера к приёму самолётов горизонтального взлёта и посадки. Через 11 дней, 1 ноября, впервые в отечественной истории лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв (именем которого названа одна из самых сложных фигур высшего пилотажа – «кобра Пугачёва») совершил посадку истребителя Су-27К на палубу корабля. В тот же день впервые в истории совершили взлёт с корабельной палубы лётчики-испытатели Т. О. Аубакиров (на МиГ-29К), И. В. Вотинцев и А. В. Крутов (на Су-25УТГ). Первый взлёт Су-27К был осуществлён на следующий день, а 21 ноября В. Г. Пугачёв на этом же самолёте впервые совершил ночную посадку на палубу будущего ТАВКР.
После подписания приёмочного акта корабль был приписан к Северному флоту, и 20 января 1991 г. экипаж поднял на нём Военно-морской флаг. 26 сентября 1991 г. первым из строевых морских лётчиков, совершившим посадку на палубу ТАВКР на первом серийном палубном истребителе Су-27К (после завершения испытаний Су-33), стал подполковник Т. А. Апакидзе.
Испытания крейсера продолжались, когда в ноябре 1991 г. (в период раздела Черноморского флота между Российской Федерацией и Украиной) командир корабля капитан 1 ранга В. С. Ярыгин получил правительственную телеграмму из Киева, что крейсер является собственностью Украины и должен оставаться в Севастополе. Однако командир, следуя указаниям командования Северного флота (на борту был его представитель контр-адмирал Ю. Г. Устименко), принял решение выйти в море без части экипажа, лётного состава и сдаточной команды для перехода на Северный флот. С 1 по 24 декабря 1991 г. крейсер совершил свой первый переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в пункт Видяево Мурманской области. Оставшийся на берегу в Крыму лётный состав (основная его часть) из 100-го исследовательско-инструкторского истребительного авиационного полка вместе со своим командиром Т. А. Апакидзе отказался в 1992 г. принимать присягу Украине и тоже уехал на Север, составив ядро 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота.
В 1992–1994 гг. продолжались различные испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы. Крейсер по три-четыре месяца в году проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 г. на вооружение корабля стали поступать первые серийные корабельные истребители Су-33.
Полное водоизмещение ТАВКР – около 55 тыс. т. Длина габаритная / по ватерлинии – около 300/270 м. Ширина габаритная / по ватерлинии – около 70/33 м. Суммарная мощность 4 паровых турбин – 200 тыс. л. с. Скорость хода полная / экономическая – около 29/18 уз. Дальность плавания – 3850 (29 уз) / 8500 (18 уз) миль. Экипаж – около 1900 человек. Автономность – 45 сут.
Вооружение корабля: противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (12 сверхзвуковых крылатых ракет с дальностью полёта около 550 км); 4 зенитно-ракетных комплекса самообороны «Кинжал» (экспортное наименование «Клинок») (24 пусковые установки, 192 ракеты); 8 боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» (экспортное наименование «Каштан») (256 ракет, 4800 выстрелов); зенитный артиллерийский комплекс АК-630 (8 6-ствольных артиллерийских установок, 24 тыс. выстрелов); 2 автоматизированных реактивных комплекса противоторпедной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» РБУ-12000; 60 реактивных глубинных бомб.
Радиотехническое вооружение корабля: радиолокационные станции (РЛС) обнаружения воздушных целей, РЛС управления воздушным движением, гидроакустический комплекс, комплекс средств радиоэлектронной борьбы и постановки помех, автоматизированный комплекс связи, системы и комплексы управления, навигации, радиоэлектронное и другое оборудование.
Авиагруппа корабля может включать около 50 самолётов и вертолётов, в том числе: палубные истребители Су-33 и МиГ-29К, учебные самолёты Су-25УТГ, МиГ-29КУБ, многоцелевые вертолёты Ка-27 или Ка-29, поисково-спасательные Ка-27ПС, вертолёты радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31).
Для испытаний палубной авиации и подготовки морских лётчиков одновременно со строительством ТАВКР на аэродроме Новофёдоровка в Крыму в 1982 г. был открыт специальный учебный центр, т. н. Наземный испытательный тренировочный комплекс авиации – НИТКА.
После завершения всех испытаний корабля и летательных аппаратов ВМФ в декабре 1995 г. крейсер в составе корабельной многоцелевой группы под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ адмирала И. В. Касатонова вышел на первую боевую службу в Средиземное море, которая длилась до февраля 1996 г.
С этого времени ТАВКР совершил ещё несколько выходов в Атлантику, а с ноября 2016 г. по январь 2017 г. выполнил боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Экипаж крейсера впервые в истории России принял участие в реальных боевых действиях с применением палубных истребителей Су-33. В ходе выполнения полётов во время заходов на посадку были потеряны два самолёта – МиГ-29К и Су-33 (лётчики остались живы).
С октября 2017 г. корабль встал на ремонт, чтобы вернуться в строй Северного флота с обновлённым вооружением.
23 февраля 2018 г. за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач, президент Российской Федерации В. В. Путин вручил крейсеру орден Ушакова, лично закрепив на полотнище Боевого знамени корабля орден и ленту.