Аэрофинишёр
Аэрофинишёр, устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Основными узлами аэрофинишёра являются расположенный под полётной палубой тормозной механизм и тросовая система, состоящая из 2 соединённых между собой тросов – приёмного и тормозного. Основой тормозного механизма обычно является гидроцилиндр, к плунжеру которого крепится подвижная обойма блоков полиспаста с кратностью до 20. Гидроцилиндр создаёт тормозное усилие, которое через тормозной трос, огибающий блоки полиспаста, передаётся совершающему посадку самолёту. Известны аэрофинишёры, в которых тормозной трос наматывается на барабаны, оснащённые фрикционными или гидравлическими тормозами.
При посадке на палубу авианосца самолёт в момент касания палубы специальным крюком (под хвостовой частью фюзеляжа) захватывает приёмный трос (натянутый на высоте 80–150 мм над палубой) и вытягивает соединённый с ним основной трос, преодолевая тормозное усилие гидроцилиндра, многократно увеличенное полиспастом, вплоть до полной остановки самолёта. Аэрофинишёры способны останавливать самолёты массой до 30 т при посадочной скорости до 250 км/ч. Тормозной путь составляет около 100 м, время затормаживания – 2–2,5 с, максимальная отрицательная перегрузка при этом может достигать 4,5 ( м/с2). Тормозное усилие автоматически регулируется селектором массы принимаемого самолёта, обеспечивающим независимость тормозного пути от массы совершающего посадку самолёта. Управление аэрофинишёра осуществляется с расположенного на палубе пульта управления. В целях повышения безопасности посадки на кораблях устанавливают несколько аэрофинишёров (обычно 4) с расстоянием между приёмными тросами 10–12 м.