«Выдающийся член Гуманного общества»
«Выдающийся член Гуманного общества». Э. Ландсир, один из самых известных и любимых публикой английских живописцев викторианской эпохи, работал преимущественно в анималистическом жанре, придавая своим персонажам «человеческие» черты, что отвечало веяниям времени: в 19 в. формировалось характерное для современной эпохи бережное и внимательное отношение к животным, особенно к собакам, включая подход к ним порой как к более добродетельным и благородным существам, чем люди.
Эта позиция Ландсира наглядно предстаёт в ключевом его произведении – полотне «Выдающийся член Гуманного общества» («A distinguished member of the Humane Society»; 148,3 × 179 см), впервые представленном публике в 1838 г. на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне. На картине изображена собака породы ландзир, название которой происходит от фамилии живописца, не раз делавшего таких животных героями своих работ. Как и родственные им ньюфаундленды, ландзиры известны рефлексом спасения утопающих и потому были в викторианской Англии символом беззаветной заботы о ближнем.
По легенде, Ландсир планировал изобразить некоего пса Боба, выжившего при кораблекрушении, обитавшего затем в лондонских доках и спасшего за 14 лет на Темзе 23 человека. За эти подвиги собака была награждена медалью ассоциации спасения на водах – Королевского гуманного общества, которое также обеспечило пса регулярным питанием (Gray B. The dog in the Dickensian imagination. Abingdon, 2016. P. 58). Однако, согласно современным художнику источникам, у Ландсира не было такого замысла. Он встретил своего героя по кличке Пол Прай на обеде у его хозяина, Н. Смита, и был так впечатлён его обликом, что решил написать его в виде готового к спасению утопающих героического пса, расположившегося у воды в штормовую погоду (Bede C. The accidental origin of celebrated pictures // Notes and queries. Series 2. Vol. 3, June 20. 1857. P. 482–483). В то же время владелец собаки Н. Смит, по словам Ландсира, был разочарован, что тот написал её «в образе», а не как его собственность, как было принято в тот период при изображении домашних животных (Bede C. Sir E. Landseer’s «A distinguished member of the Humane Society» // Notes and queries. Series 6. Vol. 11, March 21. 1885. P. 225).
Картина быстро приобрела широкую известность, и уже в 1839 г. братом художника Томасом с неё была изготовлена гравюра, также ставшая очень популярной; её пробный оттиск хранился у друга Э. Ландсира Ч. Диккенса. Узнаваемый образ с 1870-х гг. использовался противниками вивисекции в Великобритании и Северной Америке: в эмблеме английского «Общества Виктория-стрит» (1883) и других организаций (Cronin J. K. «A mute yet eloquent protest»: visual culture & anti-vivisection activism in the age of mechanical reproduction // Critical animal studies : thinking the unthinkable. Toronto, 2014. P. 293–294). Гравюры с этого полотна, а также с другой картины Ландсира, изображающей собаку породы ландзир, под названием «Спасена» (или «Спасён», «Saved», 1856), по свидетельству самого художника, висели в зале управляющего комитета Гуманного общества (Bede C. Sir E. Landseer’s «A distinguished member of the Humane Society». P. 225).
Н. Смит завещал с условием обязательного экспонирования принадлежавшее ему полотно Национальной галерее в Лондоне, куда оно было передано в 1887 г. Поступив во входившую в этот музей коллекцию Тейт (ныне Галерея Тейт), картина вместе со всей экспозицией работ Ландсира в цоколе здания сильно пострадала от наводнения в январе 1928 г. и оставалась в запаснике до 1999 г., когда по инициативе Ньюфаундленд-клуба Америки и на собранные им средства была проведена её реставрация. Полотно вновь выставлено в Галерее Тейт с 2005 г.