Исаак Масса в портретах Франса Халса
Исаак Масса в портретах Франса Халса. Известных голландцев, художника Ф. Халса и дипломата И. Массу, связывала многолетняя дружба. Ровесники, они оба были жителями г. Харлем, выходцами из семей фламандских иммигрантов, принадлежавших к торговому сословию. В 1623 г. Масса стал крёстным отцом дочери Халса.
Своего друга художник портретировал не раз: в настоящее время искусствоведы уверенно идентифицируют Массу на четырёх портретах кисти Халса. При атрибуции значительную роль сыграла гравюра с полотна Халса 1635 г., выполненная в зеркальном отображении А. Матамом (ныне в Рейксмюсеуме, Амстердам; Portret van Isaac Abrahamsz. Massa, Adriaen Matham, naar Frans Hals, 1635 // Rijksmuseum). В верхней части гравюры имеется надпись, которая сообщает нам, в частности, фамилию изображённого: «Anno 1635. In caelis MASSA Aetatis Suae 48», что можно перевести с латинского языка как «Год 1635. Покойный Масса в возрасте 48 лет». При этом следует подчеркнуть, что упомянутый «год 1635» – не год смерти Массы, как считалось длительное время (в действительности он скончался в 1643), а год написания портрета.
Впервые Массу художник написал вместе с супругой Беатрикс (урождённой ван дер Лан), скорее всего, вскоре после их свадьбы, состоявшейся 25 апреля 1622 г. Это один из самых знаменитых семейных портретов работы Халса (Рейксмюсеум; Portret van een stel, waarschijnlijk Isaac Abrahamsz Massa en Beatrix van der Laen, Frans Hals, ca. 1622 // Rijksmuseum). Непосредственность поз супругов, непринуждённо сидящих в саду, отсылает нас к известному автопортрету П. П. Рубенса с женой Изабеллой, урождённой Брант. Несмотря на внешнюю камерность и интимность обстановки, портрет полон глубокого символизма и нравоучительных аллюзий на брак, благочестие и супружескую любовь.
На переднем плане – крупные фигуры молодожёнов в скромной тёмной одежде, подобающей благопристойным бюргерам. Правая рука мужа прижата к сердцу – знак искренних намерений и любви, правая рука жены, опирающаяся на плечо мужа, – символ поддержки и привязанности. Неразрывность семейных уз и плодородие олицетворяют виноградная лоза, обвивающая кряжистый вяз за спинами супругов, – метафора, известная, например, из поэзии Катулла (свадебная песня 61), ставшая популярной в эпоху Возрождения и хорошо знакомая голландским художникам 16–17 вв. Два других ботанических символа – вьюн у ног жены и чертополох рядом с мужем – отсылают зрителя уже к эротическому значению брачного союза. На заднем плане Халс поместил композицию «сад любви» (весьма распространённый сюжет для искусства 16–18 вв.): в окружении античных скульптур и построек прогуливаются элегантно одетые пары, а близ фонтана сидят два павлина – символ богини Геры (или Юноны) – покровительницы брака и семьи.
Другой портрет Массы, относящийся к тому же времени (ныне в коллекции герцогов Девонширских, Чатсуорт-хаус, графство Дербишир, Великобритания; Frans Hals (I) // RKD – Netherlands Institute for Art History), написан Халсом, предположительно как парный к несохранившемуся, по-видимому, портрету Беатрикс.
Портрет отличается подчёркнутой парадностью: изысканное одеяние с пышным кружевным воротником и богато расшитыми рукавами, золотая иллюзорная рама в духе обманки. Масса, со скрещёнными на груди руками, предстаёт преисполненным гордости: зритель должен заметить золотую медаль, выделяющуюся на чёрной ткани костюма. Скорее всего, это награда, полученная Массой от Генеральных штатов в 1616 г. за дипломатическую службу в Русском государстве. На холсте имеются надписи на латинском языке: в левом верхнем углу – «АЕТАТ[IS] SUAE 36», в правом – «AN[NO] 1622», т. е. изображён «в возрасте 36» и «год 1622». Именно столько лет и исполнилось Массе в 1622 г.
Портрет Массы, написанный Халсом в 1626 г. (Художественная галерея Онтарио, Торонто; Isaac Abrahamsz. Massa // Art Gallery of Ontario), – одно из первых мужских одиночных изображений кисти художника, позу и стиль которого он часто использовал вплоть до 1640-х гг. Масса изображён вполоборота, облокотившимся на спинку стула, что придаёт статичному жанру портрета как движение, так и (в отличие от парадных изображений) некоторую неформальность и интимность: герой как будто только что дружески беседовал со зрителем и на мгновение, отвлёкшись, перевёл взгляд в сторону. Возможно, дружеские отношения Массы и художника в реальной жизни, а также живой характер дипломата и послужили основой для сложения нового типа портрета, впоследствии ставшего своеобразной визитной карточкой Халса.Пейзажный фон портрета, предположительно написанный другим художником (возможно, П. де Молейном), весьма необычен: Масса сидит на фоне окна – проёма, в котором виднеется нехарактерный для голландской живописи северный лес. Принято считать, что хвойные заросли символизируют многолетнюю связь Массы с Русским государством (Art gallery of Ontario. Toronto, 1990. P. 88). Ещё одна деталь – ветка остролиста в руках Массы – традиционно символизирует дружбу и верность. Интерпретировать этот символ можно по-разному: и как знак дружбы между художником и его моделью, и как знак верности супруге Массы в период его длительных путешествий. Однако, зная о непростой дипломатической обстановке, в которой оказывался Масса, пользовавшийся доверием сразу нескольких иностранных правительств, можно предположить, что остролист намекает на лояльность и верность в политическом контексте.
Последний портрет Массы кисти Халса (Музей искусства, Сан-Диего; Portrait of Isaac Abrahamsz. Massa // The San Diego Museum of Art) выполнен не позднее 1635 г.
Его стиль характерен для зрелого творчества живописца: широкие энергичные мазки, отсутствие выписанных деталей и фона, доминирование тёмных оттенков в колорите. Здесь Халсом вновь использован свойственный ему приём изображать модель вполоборота: Масса смотрит на зрителя прямо, а жест его левой руки более церемонен, чем на портрете 1626 г.