Исаак Масса в портретах Франса Халса
Исаак Масса в портретах Франса Халса. Известных голландцев, художника Ф. Халса и дипломата И. Массу, связывала многолетняя дружба. Ровесники, они оба были жителями г. Харлем, выходцами из семей фламандских иммигрантов, принадлежавших к торговому сословию. В 1623 г. Масса стал крёстным отцом дочери Халса.
Своего друга художник портретировал не раз: в настоящее время искусствоведы уверенно идентифицируют Массу на четырёх портретах кисти Халса. При атрибуции значительную роль сыграла гравюра с полотна Халса 1635 г., выполненная в зеркальном отображении А. Матамом (ныне в Рейксмюсеуме, Амстердам; Portret van Isaac Abrahamsz. Massa, Adriaen Matham, naar Frans Hals, 1635 // Rijksmuseum). В верхней части гравюры имеется надпись, которая сообщает нам, в частности, фамилию изображённого: «Anno 1635. In caelis MASSA Aetatis Suae 48», что можно перевести с латинского языка как «Год 1635. Покойный Масса в возрасте 48 лет». При этом следует подчеркнуть, что упомянутый «год 1635» – не год смерти Массы, как считалось длительное время (в действительности он скончался в 1643), а год написания портрета.
Впервые Массу художник написал вместе с супругой Беатрикс (урождённой ван дер Лан), скорее всего, вскоре после их свадьбы, состоявшейся 25 апреля 1622 г. Это один из самых знаменитых семейных портретов работы Халса (Рейксмюсеум; Portret van een stel, waarschijnlijk Isaac Abrahamsz Massa en Beatrix van der Laen, Frans Hals, ca. 1622 // Rijksmuseum). Непосредственность поз супругов, непринуждённо сидящих в саду, отсылает нас к известному автопортрету П. П. Рубенса с женой Изабеллой, урождённой Брант. Несмотря на внешнюю камерность и интимность обстановки, портрет полон глубокого символизма и нравоучительных аллюзий на брак, благочестие и супружескую любовь.
Атрибуция портретируемых принадлежит музею. Франс Халс. Портрет супружеской пары, вероятно Исаака Массы и Беатрикс ван дер Лан. Около 1622 г. Рейксмюсеум, Амстердам.На переднем плане – крупные фигуры молодожёнов в скромной тёмной одежде, подобающей благопристойным бюргерам. Правая рука мужа прижата к сердцу – знак искренних намерений и любви, правая рука жены, опирающаяся на плечо мужа, – символ поддержки и привязанности. Неразрывность семейных уз и плодородие олицетворяют виноградная лоза, обвивающая кряжистый вяз за спинами супругов, – метафора, известная, например, из поэзии Катулла (свадебная песня 61), ставшая популярной в эпоху Возрождения и хорошо знакомая голландским художникам 16–17 вв. Два других ботанических символа – вьюн у ног жены и чертополох рядом с мужем – отсылают зрителя уже к эротическому значению брачного союза. На заднем плане Халс поместил композицию «сад любви» (весьма распространённый сюжет для искусства 16–18 вв.): в окружении античных скульптур и построек прогуливаются элегантно одетые пары, а близ фонтана сидят два павлина – символ богини Геры (или Юноны) – покровительницы брака и семьи.
Другой портрет Массы, относящийся к тому же времени (ныне в коллекции герцогов Девонширских, Чатсуорт-хаус, графство Дербишир, Великобритания; Frans Hals (I) // RKD – Netherlands Institute for Art History), написан Халсом, предположительно как парный к несохранившемуся, по-видимому, портрету Беатрикс.
Франс Халс. Портрет Исаака Массы. 1622 г. Коллекция герцогов Девонширских, Чатсуорт-хаус, графство Дербишир (Великобритания). Фото: The Picture Art Collection / legion-media.ruПортрет отличается подчёркнутой парадностью: изысканное одеяние с пышным кружевным воротником и богато расшитыми рукавами, золотая иллюзорная рама в духе обманки. Масса, со скрещёнными на груди руками, предстаёт преисполненным гордости: зритель должен заметить золотую медаль, выделяющуюся на чёрной ткани костюма. Скорее всего, это награда, полученная Массой от Генеральных штатов в 1616 г. за дипломатическую службу в Русском государстве. На холсте имеются надписи на латинском языке: в левом верхнем углу – «АЕТАТ[IS] SUAE 36», в правом – «AN[NO] 1622», т. е. изображён «в возрасте 36» и «год 1622». Именно столько лет и исполнилось Массе в 1622 г.
Портрет Массы, написанный Халсом в 1626 г. (Художественная галерея Онтарио, Торонто; Isaac Abrahamsz. Massa // Art Gallery of Ontario), – одно из первых мужских одиночных изображений кисти художника, позу и стиль которого он часто использовал вплоть до 1640-х гг. Масса изображён вполоборота, облокотившимся на спинку стула, что придаёт статичному жанру портрета как движение, так и (в отличие от парадных изображений) некоторую неформальность и интимность: герой как будто только что дружески беседовал со зрителем и на мгновение, отвлёкшись, перевёл взгляд в сторону. Возможно, дружеские отношения Массы и художника в реальной жизни, а также живой характер дипломата и послужили основой для сложения нового типа портрета, впоследствии ставшего своеобразной визитной карточкой Халса.Франс Халс. Портрет Исаака Массы. 1626 г. Художественная галерея Онтарио, Торонто. Art Gallery of Ontario.Пейзажный фон портрета, предположительно написанный другим художником (возможно, П. де Молейном), весьма необычен: Масса сидит на фоне окна – проёма, в котором виднеется нехарактерный для голландской живописи северный лес. Принято считать, что хвойные заросли символизируют многолетнюю связь Массы с Русским государством (Art gallery of Ontario. Toronto, 1990. P. 88). Ещё одна деталь – ветка остролиста в руках Массы – традиционно символизирует дружбу и верность. Интерпретировать этот символ можно по-разному: и как знак дружбы между художником и его моделью, и как знак верности супруге Массы в период его длительных путешествий. Однако, зная о непростой дипломатической обстановке, в которой оказывался Масса, пользовавшийся доверием сразу нескольких иностранных правительств, можно предположить, что остролист намекает на лояльность и верность в политическом контексте.
Последний портрет Массы кисти Халса (Музей искусства, Сан-Диего; Portrait of Isaac Abrahamsz. Massa // The San Diego Museum of Art) выполнен не позднее 1635 г.
Франс Халс. Портрет Исаака Массы. Около 1635 г. Художественный музей Сан-Диего (США). Фото: Yogi Black / legion-media.ruЕго стиль характерен для зрелого творчества живописца: широкие энергичные мазки, отсутствие выписанных деталей и фона, доминирование тёмных оттенков в колорите. Здесь Халсом вновь использован свойственный ему приём изображать модель вполоборота: Масса смотрит на зрителя прямо, а жест его левой руки более церемонен, чем на портрете 1626 г.