Чжун Куй
Чжун Куй (钟馗, пиньинь zhōng kuí), божество в китайских народных верованиях и в даосизме, сочетает функции защитника от демонов эпидемий, духа – хранителя жилища и повелителя бесов, наделённого властью карать их и миловать.
Чжун Куй – избавитель от демонов, одновременно принадлежащий к миру демонического, чей образ изначально связан с апотропеической (отводящей порчу) символикой. В 17 в. Гу Яньу показал, что имя Чжун Куй происходит, по всей вероятности, от близкого по звучанию слова, которое обозначало дубину или молоток из персикового дерева – ритуальное оружие, отпугивающее нечисть. С 5 в. в памятниках фиксируется личное прозвище Чжункуй, вероятно носившее характер имени-оберега. Такое употребление могло облегчить дальнейшее использование этого слова для наименования нового божества – защитника от демонов.
Первое известное упоминание Чжун Куя как антропоморфного божества встречается в списке даосского «Канона священных заклинаний из вышней пещерной бездны» (太上洞渊神咒经), датируемом 664 г. и найденном в Дуньхуане. В этом тексте Чжун Куй – один из духов, к которому обращаются с просьбой об исцелении.
В работе учёного-энциклопедиста Шэнь Ко (1031–1095) «Записи бесед в Мэнси» (梦溪笔谈) зафиксирована легенда о явлении Чжун Куя во сне императору Сюань-цзуну (правил в 712–756). Согласно легенде, Чжун Куй избавил императора от болезни, растерзав и съев докучавшего ему беса. При этом он сообщил, что не смог сдать экзамены на степень военного чиновника, и, поняв, что военной карьеры ему не сделать, поклялся уничтожать нечисть на службе у императора. Действительно, известно о государственной поддержке культа Чжун Куя с 1-й четверти 8 в., которая была связана с достигшим в это время пика влиянием на императорский двор даосской школы шанцин. Материалы, включённые в антологию «Вэнь юань ин хуа» («Пышные цветы садов литературы», 10 в.), а также «Новая история Тан» (新唐书, 11 в.) свидетельствуют о том, что с 720-х гг. придворные получали от императора изображения Чжун Куя в подарок на Новый год (праздник Весны, 1-й день 1-го лунного месяца). Это первое косвенное подтверждение связи Чжун Куя с предновогодним изгнанием злых духов. В дальнейшем Новый год остался праздником, связанным с Чжун Куем.
Художник У Даоцзы (680–740) создал изображение Чжун Куя – растрёпанного уродливого мужчины с одеждой, сползшей с одного плеча (по некоторым описаниям, также обутого в один сапог и одноглазого), который терзает небольшого беса. Шэнь Ко, излагая легенду о сне Сюань-цзуна, ссылается на надпись именно на этом изображении. Картина задала основы иконографии Чжун Куя в следующие несколько столетий, хотя была утеряна уже к 10 в.
В народных верованиях Чжун Куй иногда воспринимался как хранитель жилища – дух дверей (мэньшэнь): лубочные картины (няньхуа) с его изображением вешали над воротами или на створки ворот. Кроме того, лубки с Чжун Куем помещали и на стены внутри дома. Лубки с Чжун Куем популярны и в 21 в. Первоначально они печатались к Новому году. С 16–17 вв. появилась другая разновидность лубков, которые вывешивали в праздник Середины лета (5-е число 5-го лунного месяца), что объяснялось наложением на образ Чжун Куя представлений о даосском божестве – Небесном наставнике Чжане, защитнике от эпидемий (мифологизированном историческом лице – Чжан Даолине).
Известно об обычае «новогодней пляски Чжун Куя», существовавшем при Северной Сун: этот танец исполняли ряженные демонами нищие, прося подаяния.
Одна из поздних ипостасей Чжун Куя – судья потустороннего мира, Паньгуань (или Паньэр): он вошёл в группу божеств-«судей» (паньгуань), вершивших суд над душами умерших, которая первоначально оформилась в китайском даосизме в середине эпохи Тан. В этом качестве он изображается в храмах чэнхуанов – богов города, отвечающих за посмертную участь местных жителей.
Чжун Куй сближается с Куй-сином – известным со времён Южной Сун божеством – покровителем учёных. Так, легенда о том, что Чжун Куй покончил с собой из-за неудачи на экзаменах, заимствуется в круг преданий о Куй-сине, а поза с поднятой ногой, характерная для лубков с Куй-сином, перешла в иконографию Чжун Куя.
В эпохи Мин – Цин Чжун Куй становится героем пьес и повестей на языке байхуа, в числе которых – «Повесть о казнях бесов» (斩鬼传), или «Чжун Куй хватает бесов» (钟馗捉鬼传, 2-я половина 17 – начало 18 вв.).