Воинов Вадим Серафимович
Во́инов Ва́дим Серафи́мович (1.6.1940, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 11.12.2015, там же), российский художник и искусствовед.
Родился в семье, входившей в круг высшего советского и партийного руководства Ленинграда: отец, Серафим Дмитриевич Воинов, был референтом А. А. Кузнецова и братом его жены. В результате «Ленинградского дела» семья была репрессирована, В. С. Воинов как «член семьи изменника родины» отправлен в приёмник-распределитель, а потом в колонию для малолетних. После заочного окончания средней школы, в 1959 г. поступил в Технический институт рыбной промышленности и хозяйства в Калининграде, но вместо учёбы служил матросом на судах океанического рыболовного флота; диплома не получил.
В 1969 г. поступил на заочное отделение исторического факультета Ленинградского государственного университета, в 1976 г. защитил диплом об архитектуре Санкт-Петербурга начала 18 в. Участвовал в археологических экспедициях, в 1972–1993 гг. работал в Государственном музее истории Ленинграда. Занимался обследованием домов перед их комплексным капитальным ремонтом, выявлением и описанием предметов, имеющих художественную ценность. Стал коллекционировать оставленные жильцами мелкие бытовые предметы и не имевшие музейного значения «артефакты», которые образовывали «культурный слой», и в 1979 г. начал создавать из них художественные композиции. Вошёл в круг неофициальных художников и с 1983 г. показывал работы на выставках Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). В самиздатском журнале «Часы» (№ 40, Ленинград, конец 1982) Воинов опубликовал манифест «Функцио-коллаж», в котором сформулировал принципы своего искусства и дал название придуманному им новому жанру.
Произведения Воинова генетически связаны с контррельефами В. Е. Татлина, объектами реди-мейд авторства М. Дюшана, коллажами К. Швиттерса, искусством поп-арта, но существенно отличаются от них, т. к. ко времени создания первых работ художник имел о предшественниках в области коллажа только самое общее представление. Темы и сюжеты всех работ Воинова определены характером используемого материала и посвящены истории России 20 в. Многие работы образуют циклы и серии: «Блатные» (1986), «Циферблаты» (1991), «Этикетки» (1993), «Коробки» (1991–1996), «Брошюровки» (2002), «Уроки истории» (2005), «Автобиография» (2007); произведения, посвящённые А. С. Пушкину, Ф. М. Достоевскому, А. А. Ахматовой в проекте «Кольцо моего Петербурга» (экспонировался в 1998–2000). Работы Воинова часто имеют название, дополнительно раскрывающее смысл (объект «Герб Невы в солнечный день», 1981, состоит из карты Петербурга и колодки ордена Святого Георгия).
Помимо содержательной и функциональной стороны реальных предметов, Воинов учитывал их пластические качества, применяя в работах формальные приёмы композиционного построения. Лучшие произведения Воинова обладают лаконизмом и доходчивостью образа. Большинство работ смонтированы на планшетах и имеют высоту около 50 см, фоном служит старая бумага, ткань и другие материалы, создающие «антикварное» впечатление. На этой основе предметы организованы несколькими слоями в динамическую диагональную композицию, часто выступая за край и нарушая прямоугольник изображения. Воинов использовал массовую квазихудожественную продукцию (фотоальбомы «с уголками» и фотографические рамки, визитные карточки и рекламные объявления, мелкую сувенирную пластику и т. д.), бытовые предметы, детали машин и механизмов. Эти вещи опознаются зрителем, даже незнакомым с ними непосредственно: так между элементами композиции устанавливается семантическая связь и образуется повествовательная линия.
«Объяснительный» характер искусства Воинова имеет хронологические и отчасти географические ограничения и определён реальным обращением предметов в быту, при котором сохраняется их смысл для нескольких поколений людей. В конце 2010-х гг. назначение и смысл большинства «старых» предметов (к примеру, дискового телефона) нередко забыты и требует комментариев. Многочисленные надписи и газетные тексты на русском, используемые в работах, предполагают знание языка и знакомство с историей России. Таким образом, период популярности произведений Воинова у публики пришёлся на 1980 – 1990-е гг., что совпало с максимальной творческой активностью художника («Икона в кобуре», 1980, частное собрание; «Контр-Малевич», 1984, Стеделейкмюсеум, Амстердам; «Альбом», 1985, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси; «Россия – родина слонов», 1983–1985, Русский музей, Санкт-Петербург; «Чёрная полоса», 1986, частная коллекция; «Подсадная утка», 1988, Русский музей; «Страсти по времени», 1990, Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург).
В 1994 г. Воиновым основана авторская галерея «Мост через Стикс» (Пушкинская улица, 10; с 1998 г. существует в составе фонда «Свободная культура»).