Комедия гумора
Коме́дия гу́мора (комедия гуморов; англ. comedy of humours, humour comedy), тип комедии, получивший распространение в Англии 17–18 вв. Комедия гумора формировалась на основе комедии нравов и является её разновидностью. Как жанровая модель начала складываться в пьесах Дж. Чапмена («Веселье странного дня», «An Humorous Day’s Mirth», 1597) и окончательно утвердилась в творчестве Б. Джонсона, обосновавшего понятие «гумор» (англ. humour – расположение духа, настроение, нрав, причуда характера; от лат. humor – жидкость, влага) как важную категорию комического. В прологе к пьесе «Всяк вне своего нрава» (или «Все без своих причуд», «Everyman out of His Humour», 1599, опубликована в 1600) Джонсон объединил медицинское определение гумора как наименования «текучих» элементов организма с актуальными «психологическими» значениями слова: «настроение», «расположение духа», «каприз». Постулируемую античными медиками (в рамках теории темпераментов) связь между избытком одного из жизненных соков и преобладающим состоянием духа Джонсон понимал метафорически. В интерпретации драматурга власть господствующего «настроения» или ведущей черты характера делает этот характер «влажным» – податливым для искушений преобладающей страсти – и превращает в законный объект осмеяния.
Концентрация «гумористических» характеров в действии – отличительный признак комедии гуморов, наиболее последовательным приверженцем которой в постджонсоновский период стал Т. Шедуэлл. В ограниченном объёме «гумористический» элемент присутствовал и в других типах комедии. В 18–19 вв. его активно осваивали романисты (Т. Смоллетт, Л. Стерн, Ч. Диккенс). В недрах «гумористического» комизма зарождались ранние формы юмора, по мере того как насмешка над чудаковатыми – «гумористическими» – персонажами утрачивала сатирическую язвительность и становилась более благодушной.