Гимнософисты
Гимнософи́сты (греч. Γυμνοσοφισταί), греческое название индийских мудрецов-аскетов. Впервые встречается у Плутарха при описании встречи Александра Македонского с мудрецами во время похода в Индию.
Плутарх сообщает, что гимнософисты порицали царей, перешедших на сторону Александра, призывали свободные народы к восстанию, вследствие чего многие из них были повешены по приказу завоевателя (Плутарх. 1994. С. 154). Историк подробно описывает встречу Александра с десятью гимнософистами (Плутарх. 1994. С. 157, 158), склонявшими к измене местного правителя Саббу, захваченными в плен и доставленными к нему для беседы. Александр задал каждому из софистов по одному вопросу, обещая, что убьёт первым того, кто даст самый плохой ответ, и далее всех по очереди. Получив искусные ответы, Александр богато одарил пленников и отпустил их.
Страбон, основываясь на словах Мегасфена, в «Географии» (XV. 1. 59–60) говорит о двух родах гимнософистов: брахманах и гарманах (сраманах). Брахманы – учёные-философы, передающие своё знание другим. Гарманы подчинены строгой иерархии: самые уважаемые – гилобии, «лесные жители», кормятся листьями и дикими плодами, одеваются в древесное лыко и воздерживаются от половых отношений и вина, выступают посредниками между царями и божествами. За ними следуют врачи, которые ведут простую жизнь, питаются рисом или ячменной мукой, лечат болезни главным образом пищевым режимом, не лекарствами. Далее – прорицатели и заклинатели, знающие предания и обычаи, связанные с умершими.
Краткие сведения о гимнософистах также содержатся в трудах Климента Александрийского (Строматы, VI. Глава IV), Теофраста (Исследование о растениях. IV. 4), Плиния Старшего (Естественная история. VII. 2.22), Диогена Лаэртия (О знаменитых философах. IX. 61), Плутарха (Ликург. 4), Ипполита Римского (Опровержение всех ересей. I. 24, 1–7).