Чжан Цзэдуань
Чжан Цзэдуа́нь (张择端, пиньинь Zhāng Zéduān) (предположительно конец 11 – начало 12 вв.), китайский живописец, мастер архитектурного пейзажа цзехуа.
О происхождении Чжан Цзэдуаня в исторических хрониках нет никаких сведений, точные годы жизни неизвестны. Единственный источник сведений о нём – информация, содержащаяся в колофонах на свитке «Праздник Цинмин на реке» («Цинмин шан хэ ту»; шёлк, тушь, краски, 24,8 х 528,7 см, предположительно начало 12 в., Музей Императорского дворца, Пекин), благодаря которому имя художника вошло в историю искусств.
В самом первом колофоне эпохи Цзинь (1115–1234) авторства Чжан Чжу (1186) сообщается: «Чжан Цзэдуань из [академии] Ханьлинь, второе имя Чжэндао, родом из Дунъу [ныне провинция Шаньдун]. С младых лет обучался грамоте, приезжал учиться в столицу, впоследствии занялся живописью. Специализировался на архитектурном пейзаже цзехуа, особенно преуспел в изображении лодок и повозок, рынков, мостов, крепостных стен и улиц, выделялся среди других мастеров. В "Записках о взглядах на живопись г-на Сян" [не сохранились, предположительно начало 12 в.] говорится: "Лодочные гонки на озере Сиху" и "Праздник Цинмин на реке" входят в категорию божественных". Коллекционер должен бережно хранить этот свиток. Год бин-у девиза правления дадин [1186], на следующий день после [праздника] Цинмин, написал Чжан Чжу из Яньшаня».
Из комментария Чжан Чжу следует, что Чжан Цзэдуань учился в столице (в зависимости от того, при какой династии он жил, это были Яньцзин или Бяньлян). По предположению исследователей, он приехал туда для подготовки к государственным экзаменам, но, возможно, не смог получить учёную степень цзиньши, открывавшую дорогу к успешной служебной карьере, поэтому начал заниматься живописью, т. к. статус придворного живописца в период Сун стал приравниваться к чиновничьему рангу (Юй Хуэй. 2016. С. 191).
Чжан Чжу назвал Чжан Цзэдуаня «Ханьлинь», т. е. он служил в придворной Академии Ханьлинь. Однако автор не указал ни точное время, когда жил художник, ни его должность.
Согласно наиболее распространённой теории, он работал в Академии живописи Ханьлинь (Ханьлинь тухуюань) при дворе последнего императора династии Северная Сун Хуэй-цзуна (правил в 1100–1126). Эта точка зрения, высказанная Чжан Гунъяо (работал во 2-й половине 12 в.) и Ли Цюанем (?–1193), авторами комментариев эпохи Цзинь на свитке «Праздник Цинмин на реке», была поддержана последующими коллекционерами и знатоками, а также современными исследователями (Юй Хуэй. 2015. С. 59–61; 中国美术大辞典. 2002. С. 73). Косвенным доказательством этой датировки было наличие подписи и печати Хуэй-цзуна на работе Чжан Цзэдуаня, о которых писали в своих комментариях Ян Чжунь (1352), один из владельцев свитка в период Юань, и Ли Дунъян (1515), сановник и учёный эпохи Мин (Юй Хуэй. 2015. С. 54; Ян Синь. 2008. С. 84). Однако указанный фрагмент с подписью и печатью Хуэй-цзуна в существующем варианте изображения отсутствует.
Ли Дунъян первым выдвинул версию, что Чжан Цзэдуань жил до правления Хуэй-цзуна, в 11 в., в период расцвета Северной Сун (Юй Хуэй. 2015. С. 63). Эту датировку поддерживают некоторые специалисты. Так, анализируя сюжет и художественные характеристики свитка, Р. Барнхарт считает, что живописец работал при дворе сунского императора Жэнь-цзуна (правил в 1023–1063) (Barnhart. 1997. P. 104–105).
Ряд исследователей предполагает, что Чжан Цзэдуань был подданным династии Цзинь. При этом есть две точки зрения: одни думают, что художник получил образование при Северной Сун, но написал свой знаменитый свиток и работал после её падения в 1126 г. – уже при дворе Цзинь (Hansen. 1996. P. 193); другие – что он с рождения был подданным Цзинь, учился в её столице Яньцзин (ныне Пекин) и работал в Академии Ханьлинь, где мог увидеть вывезенную из Бяньляна (ныне Кайфын) императорскую коллекцию живописи и в итоге написать «Праздник Цинмин на реке». Главным аргументом служит отсутствие колофонов Северной и Южной Сун на свитке (самый первый относится к периоду Цзинь), а также каких-либо упоминаний о художнике в сунских хрониках (Кун Сяньи. 1988. С. 44–48).
В эпоху Мин благодаря влиятельному сановнику и каллиграфу Дун Цичану и его сочинению «Суть живописи» (画旨) получило распространение мнение, что Чжан Цзэдуань был подданным династии Южная Сун и написал свиток как реминисценцию о былом величии Бяньляна, столицы Северной Сун (цит. по: Ян Жэнькай. 2008. С. 7).
Ни одна из вышеуказанных датировок не имеет прямого документального подтверждения.
Чжан Цзэдуань традиционно считается мастером архитектурного жанра цзехуа с изображением домов, кораблей, повозок и др. (буквально – «живопись по линейке»; цзе означает бамбуковую линейку цзечи, с её помощью проводили прямые линии кистью), который появился как самостоятельный жанр в период Сун и обладал достаточно высоким статусом. Так, в каталоге «Сюаньхэ хуапу» (1120) архитектурный жанр занимал третье место (宣和画谱. 2007).
Чжан Чжу в своём комментарии на свитке указал два произведения Чжан Цзэдуаня – «Праздник Цинмин на реке» с видами столицы Северной Сун и её предместий и «Лодочные гонки на озере Сиху». Второе произведение не дошло до нашего времени, однако учёные пытаются найти его следы в работах более поздних мастеров. Под «Сиху» подразумевалось не знаменитое озеро в Ханчжоу, а пруд Цзиньминчи в императорском парке на северо-западе Бяньляна, который в связи с его расположением называли «Западным прудом» (Сичи) или «Западным озером» (Сиху).
В музее г. Тяньцзинь хранится альбомный лист «Лодочные гонки на пруду Цзиньминчи» (шёлк, тушь, краски, 28,5 х 28,6 см), подписанный именем Чжан Цзэдуаня. Небольшая работа представляет события третьего числа третьего месяца по китайскому лунному календарю накануне праздника Цинмин, когда императорский парк открывали для публичного доступа, а правитель вместе с приближёнными сановниками наблюдал за соревнованиями драконьих лодок. Одни исследователи признают этот свиток оригиналом – ранним произведением Чжан Цзэдуаня, т. к. его композиция соответствует описаниям построек парка и праздника в записках современников (Цзинь Вэйно. 2008. С. 166). Другие датируют его периодом Южной Сун, поскольку по художественному уровню он отличается от документально подтверждённой работы живописца – «Праздник Цинмин на реке» (Юй Хуэй. 2017. С. 6).
Некоторые специалисты считают более близким к оригиналу Чжан Цзэдуаня свиток юаньского придворного художника (возможно, Ван Чжэньпэна) «Соревнования на драконьих лодках» (бумага, тушь, 25 х 114,6 см, Музей Императорского дворца, Пекин) (Юй Хуэй. 2017. С. 6).
По версии учёных, свитки «Праздник Цинмин на реке» и «Лодочные гонки на озере Сиху» могли быть парными: первый представляет народные обычаи и юго-восточную часть города, второй – придворную традицию весеннего празднества и северо-западный район. Оба произведения отражают идею «мира и благоденствия» (тайпин шэнши), которую пытались утвердить последние правители Северной Сун. Показательно, что в ряде поздних копий свитка «Праздник Цинмин на реке» (как видно, в частности, в т. н. копии Цинской академии; живописцы Чэнь Мэй, Сунь Ху, Цзинь Кунь, Дай Хун и Чэн Чжидао, бумага, тушь, краски, 35,6 х 1152,8 см, 1736, Музей Императорского дворца, Тайбэй) художники добавляли слева изображение дворца, отсутствующее в оригинале, т. е. бытовало мнение, что «Лодочные гонки на озере Сиху» были изначально частью свитка «Праздник Цинмин на реке».
Несмотря на полную лакун биографию, Чжан Цзэдуань является одним из самых известных художников Китая, а его произведение «Праздник Цинмин на реке» – знаковым для истории китайской живописи.