Чжан Сюань
Чжан Сюа́нь (张萱, пиньинь Zhāng Xuān) (дата рождения неизвестна, Цзинчжао, ныне Сиань, провинция Шэньси – предположительно середина 8 в.), китайский живописец, мастер жанра «люди и вещи» (жэньу) периода Тан, основоположник жанра «благородные дамы» («красавицы») (шинюй хуа).
Работал при дворе танского императора Сюань-цзуна в 713–741 гг. (по другой версии, в 713–755, до мятежа Ань Лушаня). Современники отмечали, что Чжан Сюань любил «рисовать женщин и детей» (Чжан Яньюань. 2007. С. 238–239). В «Записках о знаменитых картинах династии Тан» (9 в.) историк живописи Чжу Цзинсюань оставил более подробную запись о художнике: «Чжан Сюань, уроженец столицы, рисовал юношей из знатных семейств, осёдланных лошадей, виды императорских парков, портреты благонравных жён, расписывал ширмы и прославился как лучший мастер своего времени. Он был искусен в набросках и живописании вещей одним ударом кисти. Все предметы на его пейзажах – павильоны, террасы, деревья, цветы и птицы – были выписаны с непревзойдённым совершенством» (Чжу Цзинсюань. 1989. С. 109).
Чжан Сюань изображал преимущественно придворную жизнь, что было связано с императорскими заказами и его близостью ко двору. В середине периода Тан сцены из общественной жизни сменились сюжетами частного характера, а строгие чиновники и военачальники – роскошно одетыми и причёсанными придворными дамами (Wu Hung. 1997. P. 75). В жанровой живописи «люди и вещи» (жэньу) выделился меньший жанр «благородных дам» («красавиц») (шинюй хуа), главными представителями которого в эпоху Тан стали Чжан Сюань и его последователь Чжоу Фан (2-я половина 8 в.). В живописи жанра «благородные дамы» художники уделяли особое внимание причёскам и богатым одеяниям для создания визуально привлекательного образа, а назидательный посыл сменили эстетические критерии.
В каталоге живописи «Сюаньхэ хуапу» (1120) указано 47 произведений Чжан Сюаня: «Император Минхуан [Сюань-цзун], наслаждающийся прохладой», «Кормилица с младенцем», «Придворные девушки», «Любование снегом», «Девушки, играющие на цине», «Девушки, играющие в прятки», «Девушки, готовящие чай», «Ян Гуйфэй учит попугая» и др. (宣和画谱. 2007. С. 140).
До нашего времени дошли копии двух работ Чжан Сюаня начала 12 в.: «Обработка шёлка» и «Весенняя прогулка госпожи Гого».
«Обработка шёлка» – горизонтальный свиток (шёлк, тушь, краски, позолота, 37 × 147 см, Музей изящных искусств, Бостон), подписанный цзиньским императором Чжан-цзуном (правил в 1190–1208) как копия кисти сунского правителя Хуэй-цзуна (правил в 1100–1126). После разгрома Северной Сун чжурчжэнями многие предметы искусства из коллекции сунских императоров попали в руки правителей династии Цзинь (1115–1234). Большой поклонник творчества Хуэй-цзуна, Чжан-цзун атрибутировал ряд произведений его кисти. Хотя свиток действительно указан в каталоге живописи из коллекции императора Хуэй-цзуна (宣和画谱. 2007. С. 140), эта копия, вероятнее всего, была сделана придворным художником с оригинала, согласно принятой практике того времени.
Чжан Сюань. Фрагмент горизонтального свитка «Обработка шёлка». Копия начала 12 в.
Музей изящных искусств, Бостон.На свитке представлено три группы богато одетых придворных дам, работающих над свежесотканным шёлком в рамках ежегодного символического дворцового ритуала шелкопрядства (гунцань), который был призван гарантировать изобильное производство ткани в течение всего года. Каждая группа занята определённым видом работы, связанным с этим ремеслом: отбивание шёлка, шитьё и глажение.
Трёхчастная композиция разворачивается справа налево. Справа группа из четырёх придворных дам взбивает шёлк длинными деревянными пестами для придания ему мягкости и тонкости. В центральной части свитка изображены две фигуры: одна девушка сучит нить, расположившись на полу, другая шьёт, сидя на табурете. Далее три придворные дамы вместе со служанкой натягивают и гладят утюжком длинный кусок шёлковой ткани. Другая служанка обмахивает веером тлеющие угли для нагревания утюга. Маленькая девочка в розовом платье выглядывает из-под натянутой материи.
Изображение одеяний и лиц персонажей согласовано с эстетикой сунского времени. Подчёркнутая декоративность и внимание к деталям отвечают вкусам Академии живописи во время правления императора Хуэй-цзуна (У Хун. 2022. С. 198).
«Весенняя прогулка госпожи Гого» («Весенняя прогулка госпожи княжества Го»; шёлк, тушь, краски, 148 х 51,8 см, Музей провинции Ляонин, Шэньян) – горизонтальный свиток, также подписанный рукой цзиньского правителя Чжан-цзуна как копия кисти императора Хуэй-цзуна. Тем не менее, как и «Обработка шёлка», этот свиток, скорее всего, является копией работы придворного художника.
Чжан Сюань. Фрагмент горизонтального свитка «Весенняя прогулка госпожи Гого». Копия начала 12 в.
Музей провинции Ляонин, Шэньян (Китай).На нём изображена госпожа Гого, сестра любимой наложницы танского императора Сюань-цзуна (правил в 712–756) Ян Гуйфэй, вместе с сопровождающими на весенней прогулке третьего числа третьего месяца по китайскому лунному календарю в 752 г.
Кто именно из персонажей композиции госпожа Гого – доподлинно не известно. Предполагают, что она едет верхом на иноходце в центре свитка, одетая в светло-зелёную рубашку с узкими рукавами и розовую юбку с золотыми узорами. Рядом с ней следует её другая сестра, госпожа Циньго. Открывают и замыкают кавалькаду евнухи, служанки и пожилая нянька с маленькой девочкой.
Существует ещё одна версия свитка с аналогичной композицией – «Красавицы» (шёлк, краски, 112,63 × 33,4 см, 2-я половина 11 – начало 12 вв., Музей Императорского дворца, Тайбэй), которую приписывают кисти Ли Гунлиня. Самые ранние надписи на свитке относятся к периоду Мин, когда он получил своё название по одноимённому стихотворению танского поэта Ду Фу 753 г.: в этом поэтическом произведении описывается обычай выезда знати на лоно природы во время весеннего праздника третьего числа третьего месяца по лунному календарю, символизировавшего очищение и избавление от несчастий.
Ли Гуньлинь (предположительно). Фрагмент горизонтального свитка «Красавицы». 2-я половина 11 – начало 12 вв.
Музей Императорского дворца, Тайбэй.Одни учёные (У Хун) признают произведение «Весенняя прогулка госпожи Гого» более близким по стилю к танскому оригиналу, другие (Дж. Кэхилл, Чжан Цайле) считают, что художественные особенности свитка «Красавицы» более соответствуют эпохе Тан.
Композиционно обе работы Чжан Сюаня наследуют образцам предшествующих эпох: свиток «Весенняя прогулка госпожи Гого» повторяет старинную традицию изображения процессий и кавалькад в росписях гробниц, а «Обработка шёлка» перекликается, например, с произведением живописца Гу Кайчжи «Наставления придворным дамам» (4 в.), в котором несколько фигур представляют отдельные, но в то же время взаимосвязанные образы (У Хун. 2022. С. 200).
Жанр «благородные дамы» («красавицы») (шинюй хуа) не утратил своей популярности и в последующие века: вплоть до 21 в. он остаётся важной ветвью китайской традиционной живописи.