Чжан Сюань
Чжан Сюа́нь (张萱, пиньинь Zhāng Xuān) (дата рождения неизвестна, Цзинчжао, ныне Сиань, провинция Шэньси – предположительно середина 8 в.), китайский живописец, мастер жанра «люди и вещи» (жэньу) периода Тан, основоположник жанра «благородные дамы» («красавицы») (шинюй хуа).
Работал при дворе танского императора Сюань-цзуна в 713–741 гг. (по другой версии, в 713–755, до мятежа Ань Лушаня). Современники отмечали, что Чжан Сюань любил «рисовать женщин и детей» (Чжан Яньюань. 2007. С. 238–239). В «Записках о знаменитых картинах династии Тан» (9 в.) историк живописи Чжу Цзинсюань оставил более подробную запись о художнике: «Чжан Сюань, уроженец столицы, рисовал юношей из знатных семейств, осёдланных лошадей, виды императорских парков, портреты благонравных жён, расписывал ширмы и прославился как лучший мастер своего времени. Он был искусен в набросках и живописании вещей одним ударом кисти. Все предметы на его пейзажах – павильоны, террасы, деревья, цветы и птицы – были выписаны с непревзойдённым совершенством» (Чжу Цзинсюань. 1989. С. 109).
Чжан Сюань изображал преимущественно придворную жизнь, что было связано с императорскими заказами и его близостью ко двору. В середине периода Тан сцены из общественной жизни сменились сюжетами частного характера, а строгие чиновники и военачальники – роскошно одетыми и причёсанными придворными дамами (Wu Hung. 1997. P. 75). В жанровой живописи «люди и вещи» (жэньу) выделился меньший жанр «благородных дам» («красавиц») (шинюй хуа), главными представителями которого в эпоху Тан стали Чжан Сюань и его последователь Чжоу Фан (2-я половина 8 в.). В живописи жанра «благородные дамы» художники уделяли особое внимание причёскам и богатым одеяниям для создания визуально привлекательного образа, а назидательный посыл сменили эстетические критерии.
В каталоге живописи «Сюаньхэ хуапу» (1120) указано 47 произведений Чжан Сюаня: «Император Минхуан [Сюань-цзун], наслаждающийся прохладой», «Кормилица с младенцем», «Придворные девушки», «Любование снегом», «Девушки, играющие на цине», «Девушки, играющие в прятки», «Девушки, готовящие чай», «Ян Гуйфэй учит попугая» и др. (宣和画谱. 2007. С. 140).
До нашего времени дошли копии двух работ Чжан Сюаня начала 12 в.: «Обработка шёлка» и «Весенняя прогулка госпожи Гого».
«Обработка шёлка» – горизонтальный свиток (шёлк, тушь, краски, позолота, 37 × 147 см, Музей изящных искусств, Бостон), подписанный цзиньским императором Чжан-цзуном (правил в 1190–1208) как копия кисти сунского правителя Хуэй-цзуна (правил в 1100–1126). После разгрома Северной Сун чжурчжэнями многие предметы искусства из коллекции сунских императоров попали в руки правителей династии Цзинь (1115–1234). Большой поклонник творчества Хуэй-цзуна, Чжан-цзун атрибутировал ряд произведений его кисти. Хотя свиток действительно указан в каталоге живописи из коллекции императора Хуэй-цзуна (宣和画谱. 2007. С. 140), эта копия, вероятнее всего, была сделана придворным художником с оригинала, согласно принятой практике того времени.
На свитке представлено три группы богато одетых придворных дам, работающих над свежесотканным шёлком в рамках ежегодного символического дворцового ритуала шелкопрядства (гунцань), который был призван гарантировать изобильное производство ткани в течение всего года. Каждая группа занята определённым видом работы, связанным с этим ремеслом: отбивание шёлка, шитьё и глажение.
Трёхчастная композиция разворачивается справа налево. Справа группа из четырёх придворных дам взбивает шёлк длинными деревянными пестами для придания ему мягкости и тонкости. В центральной части свитка изображены две фигуры: одна девушка сучит нить, расположившись на полу, другая шьёт, сидя на табурете. Далее три придворные дамы вместе со служанкой натягивают и гладят утюжком длинный кусок шёлковой ткани. Другая служанка обмахивает веером тлеющие угли для нагревания утюга. Маленькая девочка в розовом платье выглядывает из-под натянутой материи.
Изображение одеяний и лиц персонажей согласовано с эстетикой сунского времени. Подчёркнутая декоративность и внимание к деталям отвечают вкусам Академии живописи во время правления императора Хуэй-цзуна (У Хун. 2022. С. 198).
«Весенняя прогулка госпожи Гого» («Весенняя прогулка госпожи княжества Го»; шёлк, тушь, краски, 148 х 51,8 см, Музей провинции Ляонин, Шэньян) – горизонтальный свиток, также подписанный рукой цзиньского правителя Чжан-цзуна как копия кисти императора Хуэй-цзуна. Тем не менее, как и «Обработка шёлка», этот свиток, скорее всего, является копией работы придворного художника.
На нём изображена госпожа Гого, сестра любимой наложницы танского императора Сюань-цзуна (правил в 712–756) Ян Гуйфэй, вместе с сопровождающими на весенней прогулке третьего числа третьего месяца по китайскому лунному календарю в 752 г.
Кто именно из персонажей композиции госпожа Гого – доподлинно не известно. Предполагают, что она едет верхом на иноходце в центре свитка, одетая в светло-зелёную рубашку с узкими рукавами и розовую юбку с золотыми узорами. Рядом с ней следует её другая сестра, госпожа Циньго. Открывают и замыкают кавалькаду евнухи, служанки и пожилая нянька с маленькой девочкой.
Существует ещё одна версия свитка с аналогичной композицией – «Красавицы» (шёлк, краски, 112,63 × 33,4 см, 2-я половина 11 – начало 12 вв., Музей Императорского дворца, Тайбэй), которую приписывают кисти Ли Гунлиня. Самые ранние надписи на свитке относятся к периоду Мин, когда он получил своё название по одноимённому стихотворению танского поэта Ду Фу 753 г.: в этом поэтическом произведении описывается обычай выезда знати на лоно природы во время весеннего праздника третьего числа третьего месяца по лунному календарю, символизировавшего очищение и избавление от несчастий.
Одни учёные (У Хун) признают произведение «Весенняя прогулка госпожи Гого» более близким по стилю к танскому оригиналу, другие (Дж. Кэхилл, Чжан Цайле) считают, что художественные особенности свитка «Красавицы» более соответствуют эпохе Тан.
Композиционно обе работы Чжан Сюаня наследуют образцам предшествующих эпох: свиток «Весенняя прогулка госпожи Гого» повторяет старинную традицию изображения процессий и кавалькад в росписях гробниц, а «Обработка шёлка» перекликается, например, с произведением живописца Гу Кайчжи «Наставления придворным дамам» (4 в.), в котором несколько фигур представляют отдельные, но в то же время взаимосвязанные образы (У Хун. 2022. С. 200).
Жанр «благородные дамы» («красавицы») (шинюй хуа) не утратил своей популярности и в последующие века: вплоть до 21 в. он остаётся важной ветвью китайской традиционной живописи.