Лэшаньский большой Будда
Лэша́ньский большо́й Бу́дда (乐山大佛, пиньинь Lèshān Dàfó), статуя Майтреи (Милэфо) близ г. Лэшань (провинция Сычуань, Китай). Высечена при империи Тан в скале Линъюньшань, в месте слияния рек Миньцзян, Дадухэ и Цинцзян, напротив буддийского комплекса Эмэйшань. Работа по сооружению Лэшаньского большого Будды начата в 713 г. под руководством чаньского монаха Хайтуна, продолжалась 90 лет. По легенде, таким образом удалось обуздать местного водяного, который раньше насылал наводнения и топил лодки на реках. По мнению исследователей, роль волноломов сыграли каменные валуны (в объёме до 100 тыс. м 3), отколотые от скалы в ходе создания скульптуры. При Хайтуне статуя была вырублена только до уровня плеч, дальнейшие работы проводились местными властями. Императорский двор поддерживал эту деятельность, оставляя на нужды строительства некоторые местные налоги (например, на соль). Сохранилось описание статуи в сочинении «Записки о большом каменном образе Будды-Милэ в Линъюньсы, округ Цзячжоу» (嘉州凌云寺大弥勒石像记), составленном в 19-й год правления Чжэньюань (803) сычуаньским цзедуши (генерал-губернатором) Вэй Гао. Он сообщал, что на работы по завершению памятника выделил 500 тыс. монет: ряса статуи была окрашена в цвет золота, а тело – в красноватый цвет, ноги опирались на «лотосовую» подставку, также высеченную в скале и выступающую из воды. О статуе и укрывшем её храме писали выдающиеся сунские поэты Су Ши, Фань Чэнда и др.
Лэшаньский большой Будда входит в число самых высоких скульптур в мире. Про эту скульптуру часто говорят, что «гора – это Будда, а Будда – гора» (山是一尊佛,佛是一座山). Эта фраза – сокращённая цитата из стихотворения «Лэшаньский большой Будда», которое написал в 1998 г. известный поэт и художник Чэнь Юньхэ (род. 1941) (Чжунго шигэ ван. 乐山大佛 = [Лэшаньский большой Будда] / 陈运和 // 中国诗歌网 = [Поэзия Китая онлайн]). Высота статуи 71 м, головы – 14,7 м (длина уха 7 м), размах плеч 24 м, ширина стопы 8,5 м. Внешняя поверхность покрыта слоем штукатурки (известь в смеси с глиной) толщиной от 10–50 см на лице до 60–120 см на ногах. При формовке длинных мочек уха и крыльев носа в качестве основы применялись деревянные конструкции. В деталях тела и складках одежды замаскированы пробитые водоотводные канавки, которые предохраняют скульптуру от сырости и способствуют проветриванию. В нишах с двух сторон высечено более 90 изображений бодхисаттв. На скальной площадке, справа от головы Лэшаньского большого Будды, при династии Тан был построен буддийский храм (вновь отстроен в 1930; имеет зал, посвящённый наставнику Хайтуну). В груди статуи, в её «сердце», обнаружена ниша, заполненная металлоломом и кирпичом, закрытая стелой в период империи Сун. Первоначально статуя была укрыта 13-ярусной деревянной пагодой Тяньнингэ (разрушена после захвата провинции Сычуань в 1644 повстанцами под руководством Чжана Сяньчжуна; восстановлена при империи Цин как 7-ярусная). У местного населения сохранилось поверье, что Лэшаньский большой Будда реагирует на события, меняя выражение лица, закрывая глаза и т. д.
В 1962, 1990 и 2001 гг. китайскими специалистами проведена реконструкция Лэшаньского большого Будды; осуществлено полное 3D-сканирование статуи. Проводится постоянный мониторинг природной эрозии памятника. В 2018 г. для координации научных и реставрационных работ в г. Лэшань создан Институт по изучению культуры Лэшаньского большого Будды. О памятнике был снят ряд документальных фильмов: «传承·中国·世界遗产3D纪录片系列之乐山大佛(2013)» / 李婧导演 = [«Наследие – Китай – Лэшаньский большой Будда в серии 3D-документальных фильмов о Всемирном наследии» / Гид Ли Цзин]. – 北京:华录出版传媒有限公司,2013 = [Пекин: Информационно-издательская компания по копированию Китая, 2013]; «乐山大佛:5集» = [«Лэшаньский большой Будда: 5 серий»] // Сайт Центрального телевидения Китая (CCTV). В 1996 г. статуя включена в список Всемирного наследия.