Лейкин Николай Александрович
Ле́йкин Никола́й Алекса́ндрович [7(19).12.1841, Санкт-Петербург – 6(19).1.1906, там же], русский писатель, драматург.
Родился в купеческой семье. Окончил немецкое реформатское училище в Санкт-Петербурге (1858). Служил приказчиком. Печатался в журналах «Искра», «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки», «Будильник», «Стрекоза», в «Петербургской газете» и др. В 1881–1905 гг. издатель и редактор журнала «Осколки». В 1881–1884 гг., 1889–1906 гг. гласный Санкт-Петербургской городской думы, почётный мировой судья Санкт-Петербургского уезда. Потомственный почётный гражданин (1884).
Дебютировал в печати как поэт (1860), но вскоре обратился к прозе, которую писал до конца жизни. Обширное литературное наследие Лейкина (36 романов и повестей, 11 пьес, свыше 10 тыс. рассказов, очерков и сценок) неравноценно. Первые крупные произведения «Апраксинцы. Сцены и очерки» (1863; отдельное издание – 1864), повесть «Биржевые артельщики» (1864), – посвящённые описанию повседневной жизни и быта приказчиков и небогатых купцов, отразили воздействие натуральной школы. По поводу «Биржевых артельщиков» Н. А. Некрасов сказал Лейкину: «У вас добродушно всё выходит. А вы, батенька, злобы, злобы побольше» (Лейкин. 1907. С. 186).
Сам Лейкин называл себя «маленьким Щедриным» (Ясинский И. И. Роман моей жизни. Москва, 1926. С. 203, 204), но по характеру творчества был не сатириком и обличителем, а юмористом и бытописателем, чуждым социальной критики: сборники «Сцены из купеческого быта» (1871), «Шуточные сцены» (1872), «Весёлые рассказы» (1874), «Неунывающие россияне», «Шуты гороховые», «Наши забавники», «Ради потехи» (все – 1879), «Саврасы без узды» (о купеческих сынках), «Медные лбы» (оба – 1880), «Караси и щуки» (о чиновниках канцелярий и банков) (1883), романы «Христова невеста» (1872), «Стукин и Хрустальников: банковая эпопея» (1886), «Сватовство профессора» (1892) и др.
Основной жанр Лейкина как мастера комического диалога и метких речевых характеристик – бытовая зарисовка с элементами карикатуры («картинка с натуры», «сценка»). Юмор Лейкина отличался отсутствием гротеска, добродушием и проповедью «здравого смысла» как социальной и психической нормы. Приобрёл репутацию «первого газетного увеселителя и любимого комика петербургской публики» (А. В. Амфитеатров) и большую популярность у широкого читателя.
С начала 1880-х гг. всё чаще эксплуатировал наработанные литературные приёмы и темы, к которым добавились истории о сельской и дачной жизни (сборники «Мученики охоты», 1880, «Деревенская аристократия», 1889, «На лоне природы», «Воскресные охотники» (оба – 1893), «Дачные страдальцы», 1897, и др.) и о заграничных поездках русских купеческих семейств («Наши за границей», 1890, «Где апельсины зреют», 1892, «В гостях у турок», 1897, и др.).
Среди других произведений: одноактные комедии «Рукобитие» (1864), «Привыкать надо!!!» (1871), «Медаль», «На случай несостоятельности» (обе – 1872), путевые заметки «По Северу дикому: путешествие из Петербурга в Архангельск и обратно» (1899).
Оказал влияние на раннее творчество А. П. Чехова, на массовую беллетристику и юмористику 1880–1890-х гг. В 1900-е гг. творчество Лейкина воспринималось критикой как анахронизм, однако его книги были по-прежнему популярны среди читателей. C конца 1920-х гг. произведения Лейкина в СССР не переиздавались, за исключением отдельных рассказов; возникло понятие «лейкинщины» (К. И. Чуковский), обозначающее вульгарный юмор.