Жемчужников Алексей Михайлович
Жемчу́жников Алексе́й Миха́йлович [11(23).2.1821, местечко Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии, ныне г. Почеп Брянской области – 25.3(7.4).1908, Тамбов; похоронен в Москве], русский поэт, драматург, публицист, почётный академик Петербургской академии наук (с 1900).
Дворянин. Племянник Антония Погорельского, двоюродный брат А. К. Толстого. Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1841), служил в Сенате (до 1842), в Министерстве юстиции (1847–1849), в Государственной канцелярии (1849–1855), Государственном совете (с 1855). В 1858 г. вышел в отставку и переехал в Калугу. С середины 1860-х гг. жил в Германии, Швейцарии, Италии, на юге Франции. В 1884 г. вернулся в Россию.
Активно участвовал в литературной и общественной жизни, переписывался с молодыми литераторами (И. А. Буниным и др.). Член Общества любителей российской словесности (с 1859; с 1899 почётный член). Начал писать стихи в 1830-х гг. Дебютировал в печати стихотворной комедией из светской жизни «Странная ночь» (1850, «Современник», № 2; постановка: Александринский театр, 1850, в репертуаре – до 1874), в 1852 г. опубликовал комедию «Сумасшедший» («Современник», № 11; Александринский театр, 1853). На рубеже 1840–1850-х гг. (вместе с родными братьями Владимиром Михайловичем и Александром Михайловичем Жемчужниковыми и А. К. Толстым) участвовал в создании литературной маски Козьмы Пруткова. Среди произведений, написанных под этим псевдонимом: сатирические стихотворения «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки» (оба – 1851), «Червяк и попадья» (1853).
В печати в качестве лирика дебютировал стихотворением «Притча о сеятеле и семенах» («Современник», 1851, № 11); публиковался в «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Искре». Поэзия 1850-х гг. проникнута гражданственностью; сатирическое осмеяние бюрократии и подхалимства зачастую принимает аллегорическую форму («Сказка о живых мертвецах», 1858; басня «Причина разногласия», 1859). В 1860-е гг. мишенью выпадов Жемчужникова стал издатель и журналист М. Н. Катков (поэмы «Неосновательная прогулка», «Перед возвращением на родину», 1868–1869). Среди публицистических сочинений: статьи «Современный просветитель народа» о грядущей крестьянской реформе [1858, критический разбор брошюры князя Сергея Павловича Голицына (1815–1888) «Печатная правда» (СПб., 1858)]; «Ещё придирка» (1859) о полицейском произволе. В работе «Переходное время. Физиономии и силы» вывел типы дореформенной эпохи (1861).
Смерть жены Елизаветы Алексеевны Дьяковой (1833–1875) вызвала тяжёлый душевный кризис, отразившийся в цикле стихотворений («Гляжу ль на детей и грущу...», «Если б ты видеть могла моё горе...», «Чувств и дум несметный рой...», все – 1876). В поздней лирике гражданская тематика («Духа не угашайте», 1888) сочетается с философским мотивом примирения со смертью как естественным законом жизни. Первый поэтический сборник – «Стихотворения» (1892), второй – «Песни старости» (1900). Сборник «Прощальные песни» издан посмертно (1908).