Шмеман Александр Дмитриевич
Шме́ман Алекса́ндр Дми́триевич (13.9.1921, Ревель, ныне Таллин – 13.12.1983, Йонкерс, штат Нью-Йорк, США), церковный деятель русского зарубежья, православный богослов, священник (с 1946; протоиерей с 1953; протопресвитер с 1970). В детстве переехал с семьёй в Париж. Учился в русском кадетском корпусе в Версале и русской гимназии, во французском лицее. Окончил Свято-Сергиевский Православный богословский институт в Париже (1945), где защитил кандидатскую диссертацию по византийской теократии под руководством А. В. Карташёва, а затем преподавал церковную историю (1945–1951). Там же позднее защитил докторскую диссертацию на тему «Введение в литургическое богословие» (1959). В 1951 г. переехал в США. Преподавал в православной Свято-Владимирской духовной семинарии, где был профессором литургического богословия (с 1960) и деканом (1962–1983). Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой богословской семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. С 1964 г. член Митрополичьего совета Северо-Американской митрополии; деятельность Шмемана имела важное значение для получения от Русской православной церкви автокефалии для Православной церкви в Америке в 1970 г. Активный участник Русского студенческого христианского движения (РСХД); в 1963–1979 гг. заместитель председателя РСХД в Америке, в 1979–1983 гг. председатель РСХД. В течение 30 лет вёл еженедельную авторскую религиозную программу на русской службе радиостанции «Свобода».
Шмеман был также вовлечён в экуменическую деятельность: во французский период жизни был вице-председателем Молодёжного отдела Всемирного совета церквей (ВСЦ), также участвовал в работе комиссии ВСЦ «Вера и устройство»; в американский – много путешествовал по стране, выступая с лекциями и докладами в различных христианских общинах; в конце жизни занимал скорее консервативную христианскую позицию (участие в «Хартфортском призыве» – см. его статью «Экуменическая боль»: Шмеман. 2009. С. 573–584). В 1962–1965 гг. Шмеман был одним из православных наблюдателей на Втором Ватиканском соборе Римско-католической церкви.
Основной вклад Шмемана как богослова состоит в новаторской для православия разработке литургического богословия, параллельно и в ответ на соответствующие тренды в других христианских конфессиях. В соответствующих работах – «За жизнь мира» («For the Life of the World», 1963; рус. пер. 1983; переведена на 8 языков), «Великий Пост» («Great Lent», 1969; рус. пер. 1981), «Водою и Духом: О таинстве крещения» («Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism», 1974; рус. пер. 1986), «Евхаристия: Таинство Царства» (1984) и др. – Шмеман противопоставил индивидуалистическому восприятию богослужения (прежде всего Евхаристии), сопровождаемому аллегорическими толкованиями, понимание его как общего, литургического (греч. λειτουργία – общее дело) акта собрания христиан, посредством которого они здесь и сейчас духовно восходят в евангельское «Царство Божие» и образуют одно «Тело Христово». В данном случае представление о «Царстве Божием» (ключевой концепт в богословии Шмемана) было осмыслено в духе не «горизонтальной» эсхатологии (Царство Божие наступает после конца времён, т. е. земной истории), а эсхатологии «вертикальной» – как божественное присутствие в нынешней общине верующих, благодаря которому возможен прорыв из времени к вечности (в соответствии с диалогом священнослужителей во время совершения Евхаристической литургии: «Христос посреди нас» – «И есть, и будет»).
Шмеман сделал акцент на том, что в православной традиции существуют разрывы между богословием, богослужением и благочестием, которые он пытался осмыслить и преодолеть как теологически, так и церковно-практически, предлагая своё видение литургической практики, которое оказало влияние на жизнь многих православных общин в диаспоре. В то же время литургическое богословие Шмемана нашло лишь частичный отклик в исторически православных странах с устоявшимися литургическими и богословскими традициями, возродившимися после снятия ограничений, связанных с антирелигиозной политикой коммунистических режимов 20 в.
Шмеману также принадлежат работы, посвящённые истории Церкви («Исторический путь православия», 1954, и др.) и её каноническому устройству, осмыслению места христианства в секулярном обществе 20 в. и значимости русской литературы (особое внимание Шмеман уделял творчеству А. И. Солженицына; он был его духовником после высылки последнего из СССР) и другим темам («Собрание статей, 1947–1983», 2009). Критически подходя к отдельным аспектам церковной традиции, Шмеман настаивал на необходимости сохранять верность христианству в его изначальном существе – на основе принципиального различения подлинного церковного Предания и различных частных преданий, и в этом смысле он был традиционалистом, а не «модернистом». На его богословские взгляды оказали влияние такие представители «парижской школы» русского православного богословия 20 в., как протоиерей Г. В. Флоровский, А. В. Карташёв, архимандрит Киприан (Керн), протоиерей Н. Н. Афанасьев.
Посмертное влияние Шмемана, помимо его богословских работ, связано также с публикацией его «Дневников, 1973–1983» (англ. пер. 2000; рус. изд. 2005), содержащих откровенные размышления о современной жизни православной церкви и актуальных общественных и культурных процессах в контексте его личного жизненного и религиозного опыта. В этом «разговоре с самим собой» Шмеман не только выражал личную позицию по разным вопросам церковной, общественной и культурной жизни своего времени, но и ставил важные проблемы, касающиеся понимания и призвания христианской церкви в современном мире и места в нём православия.
Фигура Шмемана представляет собой пример «русского европейца» и затем «русского американца», в котором глубокая погружённость в русскую культуру сочеталась с живой причастностью к европейской (прежде всего французской) и американской культурам. Несмотря на то что Шмеман никогда не был в России, «русская тема» в его жизни и творчестве оставалась одной из главных: он много писал на эту тему, живо интересовался происходящим в СССР, постоянно общался как со старыми, так и с новыми эмигрантами из России, а его ранние работы, диссертация, многие статьи и последняя книга «Евхаристия», как и дневники, написаны по-русски.
Похоронен на кладбище мужского монастыря во имя святителя Тихона Задонского в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания.